Уважаемая Анна Владимировна, помогите советом. Сыну 2,8г. Понимает все, легко справляется с логическими заданиями по возрасту, жестами покажет что угодно. Очень маленький словарный запас, буквально 10-15 слов и то половину из них звуки, обозначающие действия. Слова, которые говорит, произносит четко, буквы почти все выговаривает, а вот в слова не складывает. Нужно ли ребенка показать специалисту или есть надежда, что "разговориться". Спасибо (Кристина)
Ответ: Уважаемая Кристина, благодаря вашим уточнениям в последующем письме для меня, появилась возможность ответить на ваш вопрос максимально точно: да, Вам просто необходимо показать ребенка специалистам (невропатологу, логопеду) для постановки и уточнения речевого нарушения. Возможно это будет дизартрия, которую специалисты уточнят по степени и по тяжести. А вот наличие нарушения у ребенка я определила по следующим показателям:
- Роды стремительные, ребенок родился 2,8 кг, по шкале Апгар 8. Несколько часов находился в "бебитерме": это свидетельствует о резидуальной энцефалопатии или легкой асфиксии плода, что в дальнейшем может привести к минимальной мозговой дисфункции и церебрастеническому синдрому.
- Ребенок сильно срыгивал, буквально фонтаном. Постоянные отрыжки могут возникать из-за слабости небноглоточного затвора, которая возникает в результате пареза языкоглоточного нерва, 9 пара черепно-мозговых нервов.
- Сделали УЗИ головного мозга, обнаружили небольшую ишемию, принимали пантогам и цинаризин. Делаю вывод о том, что эти препараты вам прописывали для повышения устойчивости мозга к гипоксии (кислородному голоданию) и уменьшения возбудимости вестибулярного аппарата, которые ребенок получил во время рождения (об этом я писала выше).
- Речевые возможности ребенка (со слов мамы): Мими (его зовут Миша), Биби, Вау (любимые персонажи) мама, папа, няня, дядя, кака, вот, да, дай, нет, дети, цяй (чай). Иногда, рассматривая картинки, прошу произнести какое-то слово, он его говорит, а через минуту прошу повторить его - не хочет. Как-нибудь потом он может снова его повторить (по просьбе). Некоторые слова заменяет, например: "не цяй" - это сок. Предложения складывает из нескольких слов, без предлогов, перемежая жестами. Там, где должен быть предлог - меняет окончание слова: Мими мами (Миша к маме). Понятия много-мало и большой-маленький понимает так: мало - это один указательный палец, много - два указательных пальца или раскрытая ладошка. маленький - наклоняется с рукой над полом, большой - вытянутая вверх рука. Вопросы задает с вопросительной интонацией, опять-таки это несколько слов, которые перемежаются жестами. Когда читаю ему книжку окончания не договаривает.
Вот некоторые пункты для определения нормального речевого развития ребенка 3-х лет: - в словаре примерно 1000 слов;
- пользуется фразовой речью, но допускает грамматические ошибки;
- понимает значение предлогов и использует их в речи (на столе, под столом, в корзине, за сумкой, около дома, перед дорогой, вокруг стула и т.д.);
- понимает понятия "один" и "много", обозначает их словами;
- задает вопросы и выслушивает ответы;
- когда ему читают, договаривает слова, слоги;
- знает, различает и называет два цвета;
- знает какое время суток в данный момент (утро, день, вечер, ночь).
Пугаться не стоит. Для начала покажите ребенка специалистам и получите рекомендации специалистов. Не лишним будет получить консультацию у двух специалистов в одной области.
С уважением, Анна Арнаутова.