Внимание! Данные материалы находятся в архивном разделе, учитывайте дату публикаций.
Стойкий оловянный солдатик
Сургут • Разделы → Школьники
Как много копий за всю историю человечества было сломано в спорах о том, где берет свое начало река личности. Сколько научных работ и психолого-медицинских изысканий написано о том, кто именно должен воспитывать эту личность. В последние десятилетия, чтобы заработать на достойную жизнь для себя и ребенка, родитель должен проводить ее, ту самую жизнь, на работе. Функцию же воспитания многие мамы и папы пусть и частично, но перекладывают на школу, детский сад, няню... Совершенно, казалось бы, логично полагая, что раз он обеспечил материальную сторону процесса взращивания малыша, то взваливать на свои уже отягощенные другими насущными проблемами бытия плечи еще и воспитательный процесс - чрезмерная ноша. Безусловно, в современном мире каждый должен заниматься своим делом, для того, собственно мы все учимся, приобретаем профессию. Но оправдано ли наше упование на профессионалов в этом тонком и ранимом процессе, как морально-нравственное и духовное воспитание ребенка? .....Шестилетнему малышу, который никогда не посещал детский сад, которому совершенно наскучила домашняя жизнь, школа казалась чем-то необыкновенно интересным. Читать и писать он научился уже давно, рисовать и даже подписывать свои рисунки он тоже умел. Да что там говорить, то количество умных и интересных книжек, наличие компьютера и умного папы при нем, желание мамы, как можно больше и разнообразней заполнить растущий и желающий познания мозг ребенка сделали свое дело. Взрослые дяди и тети, которые его что-то бесконечно спрашивали, просили нарисовать и рассказать много всего, приходили в восторг от неординарного и весьма смышленого ребенка. И мальчика с радостью зачислили в сильный класс. .... -Так! - строго произнесла учительница. Все ваши домашние привычки и все родители остались там, за дверью школы! Тут в этом классе хозяйка - я и в этой школе - я и мое слово для вас главные! Первоклассники, милые и симпатичные детки от 6 до 8 лет, кто привычно воспринял строгие слова «новой воспитательницы», кто насторожился и ответственно, с осознанием всей взрослости наступившей школьной жизни, еще сильней выпрямил спинку, а кто-то даже успел слегка испугаться, вдруг представив, что мама и папа больше никогда не смогут быть рядом и помочь в трудную минуту... Первые два месяца учебы родители не могли нарадоваться. Похвалы в тетрадках и восторженное отношение к учебе ребенка, казалось, уже определили успешное будущее школьника и спокойную счастливую жизнь родителей будущего отличника. Но вот в тетрадках как-то уж слишком вдавленным и корявым почерком стали все чаще выполняться классные работы, а мальчик, перестал так торопиться в школу по утрам. «У Вас ребенок не садиковый, со сложным и упрямым характером, Вам с ним, наверное, очень тяжело!» - резюмировала учительница, после очередной попытки разобраться в причинах резкого изменения отношения ребенка к школе и найти вариант решения проблемы. Следующую половину учебного года семья жила как на вулкане. Беседы с ребенком, бесконечные беседы с учителем, психолог школьный, городская психологическая служба, невролог, обследования и консультации психоневролога. Результат- ребенок физически и психически абсолютно здоров, но его психо-эмоциональному статусу нанесен серьезный ущерб жестким и авторитарным педагогом. И совет: перевести ребенка в другой класс, а лучше в другую школу, если не хотите вырастить неврастеника. Как выяснилось, педагог (с 30-ти летним стажем) прилагала огромные усилия для впихивания учебного материала в головы детей, совершенно не утруждая себя даже элементарной психолого-эмоциональной работой с детишками. Нет, она никогда не выражалась грубо. Она просто была строга. Строгость выражалась в постоянно повышенном тоне, в наказании (к примеру, за забытый учебник) в виде стояния на ногах до конца урока, в требовании беспрекословно и четко выполнять ее указания, в полном пресечении какой бы то ни было инициативы детей, в поощрении доносительства. Список «строгостей педагога» можно еще долго продолжать. Но самое главное, для этого учителя дети - просто материал, рабочий материал, из которого через четыре года должно получиться столько-то отличников, столько-то хорошистов и желательно как можно меньше троечников. Какими методами при этом их обучать не имеет совершенно никакого значения.... Ничего удивительного, что ребенок с ярко выраженными лидерскими качествами или просто выросший в семье, где принцип справедливости и уважения положен в основу воспитания, для такого педагога просто бесполезный балласт. Такими детьми нельзя просто управлять, они требуют от педагога уважения к себе и к остальным. И я считаю это совершенно правильным. Я часто слышу разговоры о том, что труд педагога чуть ли не самый тяжелый. Да, тяжелый, но очень благодарный! Да и дети приходят в школу не для удовлетворения амбиций и желания просто покомандовать некоего педагога. Мы можем сколь угодно вводить в программу начального образования всевозможные образовательные курсы для морально - нравственного воспитания детей, например «Истоки», но они никогда не заменят детям реального примера педагога и родителя. Взрослые требуют от маленького человека уважения и послушания. А многим из нас приходит в голову уважать ребенка как личность, маленькую, но личность? Многие родители осмеливаются вступать в диалог с педагогом, когда ребенок рассказывает о грубости и откровенном унижении его педагогом прямо на уроке? И если нет, то маленький человек, остается один на один с целым возом неприятностей, справиться с которыми, порой не под силу и взрослому. Единственное, что ему нужно - это родитель, который всегда его выслушает, разберется и ЗАЩИТИТ. Да, да защитит. Никто не знает ребенка так, как его мама или папа, а значит и никто не сможет помочь ему и педагогу найти общий язык. Для урегулирования трудовых отношений есть Трудовой кодекс, для семейных - Семейный, а чем регулировать взаимоотношения школы и ребенка? Если между родителями и учебным заведением не заключен подробнейший договор о предоставлении образовательных услуг (если таковые предоставляются платно) и в нем не регламентированы все нюансы этих самых отношений, то, как тогда родитель может выяснить все спорные ситуации? Родительские собрания уже давно превратились в хозяйственно - организационные конференции родителей. Времени у педагогов хронически не хватает, а что можно обсудить на переменке? Но когда происходит некий инцидент и ребенок набедокурит, у всего педколлектива находится и время и желание обсудить этот инцидент. Очень хочется понять, почему подавляющее большинство педагогов просто уверено, что ребенок приходит в класс только для того, чтоб насолить учителю, чтоб всеми силами сопротивляться восприятию того «высокого, доброго, вечного»? Или может давать это «высокое и вечное» нужно тоже с добром? В такой ситуации ребенок все время испытывает стресс, в школе к нему претензии у педагога, дома его «песочат» родители. О каком нормальном учебном процессе может идти речь? Так может учителю все-таки стоит сначала попытаться отбросить все предубеждения и не считать ребенка изначально виноватым? Может мы взрослые, наконец, начнем относиться к детским «безобразиям на уроках» как к следствию нашего непонимания, а не причине неуспеваемости? Безусловно, у любого правила есть исключения, и далеко не все педагоги глухи и слепы к детям и родителям, но уж слишком часто повторяются подобные истории в школах, все чаще дети начинают ненавидеть школу, все реже папы и мамы желанные гости в школе. Все реже хочется многим родителям говорить искреннее «спасибо» педагогу. Но уважаемые взрослые, ни чиновники, ни новые законопроекты, ни социальные службы, а только мы с вами можем изменить ситуацию, только мы - родители и педагоги можем и должны воспитать ту самую настоящую, здоровую и самодостаточную личность из маленького и так нуждающегося в нашей помощи и поддержке РЕБЕНКА! Родители вняли советам специалистов и перевели ребенка в другую школу. Не сказать, чтобы у мальчика совсем больше не было проблем, но это были самые обыденные мелочи, самой нормальной мальчишеской жизни. Просто он попал в нормальную, доброжелательную и здоровую школьную жизнь, стал нужен и интересен, раскрыл свои разносторонние способности и обрел уверенность в своих, пусть пока еще ограниченных, но силах. И с ним все будет хорошо. Потому, что мама и папа живут его жизнью, не лишая его самостоятельности, но, не давая в обиду разного рода обстоятельствам, потому, что рядом замечательные, в большинстве своем педагоги, которые сначала видят его неоспоримые достоинства, а уж потом пытаются исправить недостатки. Dream |
=Материал опубликован 17.10.2010