Как в школах Сургута решают проблему использования учениками мобильников

Разделы    → Школьники
Автор фото: Александр Онопа

В Сургуте мамы и папы в соцсетях и мессенджерах активно обсуждают блуждающую по сети фотографию с изображением спорного документа — согласия родителей на использование ребенком на территории образовательного учреждения мобильника с возможностью доступа в интернет. Этот документ школьные администрации якобы заставляют подписывать родителей учеников. «СТ» разбиралась, так ли это на самом деле.

Что думают родители?

Большая часть сургутян, принимающих участие в дискуссии, против использования в школах мобильных телефонов, поэтому такое согласие подписывать они не собираются.

«Лично у моего ребенка нет доступа в интернет. Ходит с кнопочным телефоном, чтоб мог только позвонить, не списывать задания на уроках, не играть в игры на перемене, — пишет одна из мам в сообществе «РодКом86» в Viber. — Поэтому и возмущена, почему я должна давать согласие на то, что априори невозможно … Смысл в том, что школа должна обеспечить фильтр-доступ, чтоб в стенах школы ребенок не мог посетить сайты, запрещенные законом. Но что делает школа? Она собирает у родителей согласия для снятия ответственности за возможные последствия».

Однако есть и те, кто против того, чтобы отбирать гаджеты у школьников. Например, мама двух учеников гимназии Салманова после того, как 9 ноября завуч не пустила детей в школу из-за опоздания, решила, что ее сыновья должны иметь возможность зафиксировать несправедливость, если таковая случается. «В связи с последними событиями, я буду против того, чтобы отбирать гаджеты. И я понимаю, что это может помешать учебному процессу, но все же», — пояснила свою позицию родительница.

Позиция департамента образования

Заместитель директора департамента образования Сургута Лилия Соловей рассказала «СТ», что вопрос разрешения или запрета на использование мобильников учащимися прорабатывают сами учебные заведения.

— Есть методические рекомендации — локальные нормативные акты, где образовательным учреждениям рекомендовано урегулировать этот вопрос совместно с участниками образовательного процесса. В школах Сургута он регулируется по-разному. Кто-то еще до появления рекомендаций это сделал, договорившись с родителями. В лицее им. Хисматулина, например, вопрос уже давно решен, — пояснила чиновница.

Школа школе рознь

Действительно, школы Сургута по-разному воспользовались предоставленными возможностями. В вышеуказанном лицее имени генерал-майора В. И. Хисматулина правила пользования мобильниками в стенах учебного заведения определены еще в 2012 году.

— Есть регламентирующий документ — Порядок пользования средствами мобильной связи и другими портативными электронными устройствами. Он был принят Управляющим советом в 2012 году. Использовать сотовые телефоны учащимся можно, только если это необходимо для выполнения практического задания с учителем, — рассказал корреспонденту «СТ» заместитель директора Михаил Кочетовский.

А в СОШ №31 запрета на использование мобильных телефонов вовсе нет. При этом учебное заведение уже не раз попадало в новостную повестку. Так, однажды ученики прославили свою альма-матер, выложив в интернет видео с гнилым мандарином, который им попался во время обеда. А до этого в соцсети попало видео, как по столу школьной столовой бегает чешуйница (насекомое).

В гимназии им. Ф. К. Салманова существуют правила внутреннего распорядка, где присутствует пункт о том, что во время занятий телефонами не пользуются, они должны находиться в портфелях в беззвучном режиме. Отдельное специальное согласие не подписывается. Однако после недавнего инцидента некоторые учителя начали просить учеников оставлять телефоны на последней парте, опасаясь того, что ради хайпа те снимут их, выставят в нелицеприятном виде, выложив видео в сеть.

— В последнее время ученики стали фотографировать, например, доску с расписанием, а в кадр попадают преподаватели. Снимают без спроса. Потом балуются: делают надписи различного характера, рожки пририсовывают, — объясняет и. о. директора, заместитель директора по учебно-воспитательной работе гимназии Светлана Кучина. — В основном это средние классы. Да, раньше тоже так делали — писали или рисовали в тетрадках, но сейчас это все быстро распространяется через сеть. И педагогам неприятно.

Что имеем

В России нет официального запрета на использование мобильников учащимися школ. Однако в этом году Роспотребнадзор, Минпросвещения, Рособрнадзор и Российская академии образования разработали рекомендации о том, как использовать смартфоны в школах. В них есть такие пункты, как включение учениками и учителями беззвучного режима, организация мест хранения гаджетов, создание «дежурного телефона» для особых ситуаций и экстренной связи и так далее.

Мнения экспертов

Председатель Национального родительского комитета Ирина Волынец:

— Вместо того, чтобы обратить внимание на то, что у нас полный развал в образовании, говорить о важнейших проблемах, многие СМИ сосредоточились на этих злосчастных телефонах. Это такая мелочь, капля в море по сравнению с другими имеющимися проблемами.

В России нет закона, который запрещал бы пользование сотовыми телефонами в школах. Все ограничения — только по согласованию с родителями. Это, в принципе, нормально — просить детей не пользоваться на уроках мобильными. Если ребенок разговаривает по телефону в классе, он мешает другим, отвлекается сам. Если играет или сидит в соцсетях, то не мешает другим, но сам не может воспринимать информацию: не будет знать предмет, получит плохие оценки на экзаменах. Все здравомыслящие родители поддерживают ограничения для учащихся в пользовании мобильниками. Подчеркну — именно ограничения, а не полный запрет.

Депутат думы Сургута Ольга Леснова:

— Мобильные телефоны, как средство связи, ребенку нужно оставить обязательно. Сейчас время такое, немного неспокойное, мы все занятые люди, и нам важен моментальный контроль — возможность быстро связаться с ребенком или с классным руководителем.

А если говорить о доступе в интернет, то тогда я считаю, что время посещения школы — не время для интернета вообще. Неважно, это игры или какие-то познавательные сайты. Ребенок в свободное от уроков время должен отдыхать, его мозг должен разгружаться. В период уроков доступ в интернет вообще неприемлем. Остается период подхода к школе и выхода из нее. Вот тут, я считаю, наступает ответственность родителя, как и дома.

Абсурдна сама мысль о возможности использования телефона на уроках, чтобы в случае чего он мог записать видео. Рассказать о том, что что-то произошло на уроке, ребенок может и без камеры. Родитель таким образом перекладывает с себя ответственность по восприятию эмоционального состояния ребенка. Если он не может считать с ребенка информацию, насколько благополучны его отношения с учителем, это недосмотр родителя.

Председатель региональной общественной организации «Большая семья» Ирина Беззубова:

— Как родитель, я против того, чтобы дети в школе пользовались мобильными телефонами с возможностью выхода в сеть: они очень много отвлекаются от учебного процесса — играют в игрушки, сидят в интернете. Многие мои знакомые, чьи дети учатся в школах, тоже против. Но я за то, чтобы у ребенка был телефон, самый простой, потому что так его можно отследить после уроков — позвонить и узнать, как доехал домой. Я бы подписала такое согласие.

Сургутская трибуна, Лилия Сулейманова

Новости Югры - ugra-news.ru

=Материал опубликован 22.11.2019