Внимание! Данные материалы находятся в архивном разделе, учитывайте дату публикаций.
Здравствуй, школа! Как помочь ребёнку в первые дни учёбы
Разделы → Школьники
Shutterstock.com Часто родители школьников сталкиваются с проблемой – ребёнок после каникул не хочет учиться. Как быть в такой ситуации? Наш эксперт – почётный работник общего образования, учитель высшей категории Ольга Холодова. Готовимся заранееМногие родители заблуждаются, считая, что периода привыкания к школе не существует и что ребёнок за 2–3 дня должен адаптироваться к школьным занятиям. Но ведь если даже взрослому человеку, чтобы войти в ритм работы после отпуска, требуется минимум неделя, то что говорить о детях. Долгих три месяца они отдыхали, спали сколько хотели, гуляли когда хотели, и вот им нужно делать домашние задания, выполнять требования педагогов, их время должно быть расписано по минутам, а это безумно сложно. Период адаптации действительно есть у всех учеников, и достаточно длительный. У первоклашек при правильной дошкольной подготовке он длится в среднем 1,5 месяца, у пятиклассников – месяц, у остальных – 2–3 недели. В результате могут возникнуть различные трудности. У детей старше 10–12 лет они носят психологический характер, а у младших школьников могут даже возникнуть проблемы со здоровьем. Что делать? Во-первых, это соблюдение режима. Уже с середины августа необходимо раньше ложиться, раньше вставать. Но попробуйте отправить ребёнка спать, если сами родители засиживаются далеко за полночь. В последний день каникул позвольте ребёнку наиграться, наговориться, провести свободное время от души, но уложите его спать в 9–10 часов вечера. Помните, на перестройку организма уходит до 5 дней. За лето детская рука забыла, как писать, и скорость письма существенно снизилась. Поэтому будет хорошо, если с ребёнком попишут диктанты. Причём в это включится вся семья – от папы до бабушки. Разные голоса приучают ребёнка вслушиваться, а значит, он сосредоточивается. Можно также повторить таблицу умножения. Очень приятное занятие – покупка школьной одежды и принадлежностей. И, кроме того, это занятие настраивает на школьный лад. Запасаем витаминыНельзя забывать и о питании. Радует, что конец августа – благодатная пора овощей и фруктов. Есть возможность разнообразить меню для детей. Для того чтобы «зарядить» мозг ребёнка, чаще давайте ему продукты, богатые Омега-3 кислотами: грецкие орехи, морскую рыбу, тыквенную кашу, оладьи из кабачков. Ещё один «умный» продукт – вода. Первыми признаками «жажды мозга» являются лёгкие головные боли, снижение концентрации внимания, быстрая утомляемость. В день школьнику необходимо выпивать 1,5–2 л воды. Газировки и прочие напитки с сахаром не рекомендуются. Из всех витаминов мозг любит группу В, их много в постном мясе, овсянке, печени, рисе, цветной капусте. И, если ещё не успели, приучайте ребёнка хорошо есть с утра. Постоянно завтракающие школьники лучше решают задачки, меньше подвержены негативным эмоциям. Справляемся с нагрузкамиПовышенная нагрузка, которую испытывают школьники, — серьёзная проблема и для педагогов, и для врачей, и в первую очередь для родителей. Ведь интеллектуальные перегрузки приводят к стрессам и могут сказаться на физическом здоровье ребёнка. Это уже лишнее!Существуют признаки, указывающие на то, что ребёнок переутомлён и испытывает хроническое перенапряжение.
Если какие-то из данных симптомов не исчезают в течение 1,5–2 недель, нужно обратиться к врачу. Он может назначить препараты, помогающие организму своевременно восстанавливаться на фоне стресса, а также повышающие умственную работоспособность. Визит к доктору также необходим, потому что некоторые из проявлений усталости очень похожи на симптомы ряда соматических заболеваний, которые важно вовремя распознать. Дома нужно отдыхатьМама и папа школьника мало могут влиять на то, как в школе ведутся уроки, сколько их в расписании, насколько строго спрашивает учитель. Однако в их власти следить за тем, чтобы ребёнок избегал перегрузок дома и в свободное от школы время.
Учиться без усталиЧтобы быстрее привыкнуть к школе и избежать переутомления, важно правильно организовать режим дня школьника. Наш эксперт – детский психолог Валентина Селиванова. Начинать день лучше всего с гимнастики – она поможет ребёнку проснуться и зарядиться энергией на целый день. Только проводить её надо не от случая к случаю, а регулярно. Затем – завтрак. Желательно, чтобы он был горячим. Вернувшись из школы, ребёнок должен обязательно пообедать и часок отдохнуть. Никаких видеоигр, телевизора или компьютера. Отдых должен быть максимально активным. Это могут быть подвижные игры на улице или прогулка в парке на велосипеде. По-хорошему, школьник должен проводить на свежем воздухе 3–4 часа в день, включая время до школы и обратно, полтора часа как минимум. Чтобы ребёнок меньше уставал при приготовлении домашнего задания, нужно взять на заметку несколько правил.
Препараты, применяющиеся при повышенных нагрузках
Важно!
На что жалуетесь?Первоклашкам, которые не ходили в детский сад, привыкнуть к школе особенно трудно. Вот самые распространённые детские жалобы. Хочу к маме!Как правило, дети, не ходившие в детский сад или не имеющие другого опыта вращения в социуме, пугаются толпы одноклассников. Конечно, мама не может ходить с ребёнком на занятия. Лучше попробуйте договориться с родителями одноклассников и устроить у себя дома детский праздник. На своей территории ребёнок будет чувствовать себя более уверенно и быстро заведёт друзей. Возможно, хождение друг к другу в гости со временем станет традицией. «Учитель злой!»В данном случае вам придётся расспросить своего малыша детально: в чём конкретно проявляется «злость» учителя? Родители знают, что учителям в первом классе законодательно запрещено ставить оценки – чтобы не травмировать психологически неокрепших детишек. Ведь их, маленьких и беззащитных, впервые в жизни начинают сравнивать между собой, чтобы подтолкнуть к стремлению учиться. Но этот процесс должен идти плавно и аккуратно. Учитель может указывать ребёнку на его успехи и неудачи. На примере одноклассников показывать, что можно сделать то или иное задание лучше. Но ни в коем случае не давить на ребёнка и не сталкивать его со сверстниками в лоб: вот Катя может писать букву «О» ровно, а тебе не дано. Если ребёнок жалуется на то, что учитель его сравнивает с одноклассниками, оценивает и кричит на него, значит, это повод поговорить с учителем. Конечно же, не вступать в конфликт, а просто объяснить учителю, что ребёнку некомфортно. Вероятнее всего, учитель «сбавит обороты» – ведь ему с вами ещё 3 года вместе работать. Возможен и обратный вариант: ребёнок считает учителя злым просто потому, что учитель требователен. Если у малыша никогда не было никаких авторитетов, кроме родителей, он может воспринять учителя как назойливое недоразумение. Во взрослой интерпретации претензия ребёнка к учителю может звучать так: кто ты такой, чтобы заставлять меня писать букву «О»? В таком случае воспитательный момент ложится на плечи родителей. Придётся объяснить малышу, что слушаться надо не только маму, но и учителя, который желает ребёнку только добра. Причём, вероятнее всего, объяснять это придётся не день и не два. «Мне скучно!»Если ваш малыш ходит в школу, как на каторгу, которую надо «отсидеть», необходимо попросить учителя об увеличении нагрузки. Например, пусть учитель предложит вашему ребёнку собрать тетради в конце урока, проверить задание у соседа по парте, записать вместо учителя на доске условия задачи. И школьнику откроется новая сфера самореализации. Анна Бокк, Евгения Соколовская, Екатерина Деревяшкина
|
=Материал опубликован 22.08.2019