Внимание! Данные материалы находятся в архивном разделе, учитывайте дату публикаций.
Учить иностранный до 6 лет бесполезно: психологи о выборе кружков
Разделы → С 3 до 7 → Развитие, методики
© Fotolia / Christian Schwier Психологи рассказали РИА Новости, как родителям следует выбирать кружки и дополнительные занятия для своих детей, почему бесполезно учить с ребенком иностранные языки и записывать их на специализированные кружки до 6 лет, сколько максимум занятий можно посещать ребенку, чтобы не было переутомления, и почему детям не стоит в один день посещать занятия одной направленности. Приближается новый учебный год, а вместе с ним и пора дополнительных занятий и кружков для школьников и дошкольников. Считается, что дети возвращаются с летнего отдыха отдохнувшими и готовыми получить новую порцию знаний. Однако некоторые родители, стремясь развить своего ребенка в самых разных направлениях, иногда перегружают его, записывая сразу на много кружков. По словам психологов, это может привести к переутомлению, стрессу и психоэмоциональным перегрузкам. Необходимо разумно подойти к выбору кружков для ребенка, причем для каждой возрастной группы есть своя специфика. Как рассказали РИА Новости в пресс-службе департамента образования Москвы, в московских школах, колледжах, вузах и учреждениях дополнительного образования работают более 120 тысяч различных кружков и секций. Дети могут выбрать занятия на любой вкус: для них работают кружки технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, социально-педагогической и художественной направленностей. Большая часть кружков (83%) – проводятся бесплатно. Программы составлены с учетом разных возрастов. УЧЕТ ВОЗРАСТАОпрошенные РИА Новости эксперты сходятся во мнении, что выбор направленности кружка, объема и продолжительности занятий зависит в первую очередь от возраста ребенка. По мнению медицинского психолога детской Морозовской больницы Татьяны Мачуриной, в младшем дошкольном возрасте, начиная с 2 лет, ребенок может заниматься ритмикой и физической культурой, так как это хорошо влияет не только на физическое, но и на психоэмоциональное развитие. При этом начинать ходить на специализированные кружки еще рано. "Посещение специализированных кружков: танцы, профессиональный спорт, рисование, пение и так далее – следует начинать по достижении ребенком 5 лет, так как именно в этом возрасте ребенок уже обладает навыками выполнения действий по образцу, а это означает, что и обучение на этих кружках не будет для него бесполезным, но, напротив, заинтересует", – рассказала Мачурина. По ее словам, заниматься рисованием или музыкой можно и с годовалыми детьми, но только если речь идет о развитии моторики, координации движений, развитии чувства ритма и мелодии. При этом подобные занятия будут досуговой деятельностью, не имея ничего общего с профессиональными кружками, на которых ставится техника рисунка или преподается теория музыки, овладеть которыми ребенок может только в старшем возрасте. Такая же ситуация, по ее словам, и с изучением иностранных языков. Лучше не торопиться изучать с ребенком языки с трех лет, отложив это до момента становления родного языка - с 6-8 лет. По ее словам, если обучение иностранному языку представляет для родителей принципиальный интерес, то стоит ограничиться одним из них, при этом обучение должно проходить исключительно в игровой форме. ОПРЕДЕЛИТЬ ЦЕЛЬ ПОСЕЩЕНИЯ КРУЖКАРодители, выбирая кружок для ребенка, должны прежде всего задаться вопросом, в чем состоит цель посещения кружка, считает педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Наталья Паршина. По ее словам, это поможет быстрее определиться и сделать правильный выбор с учетом долгосрочных перспектив, если речь идет о школьнике более старшего возраста, которому предстоит выбирать, куда пойти учиться в будущем. "Ваш ребенок будет посещать театральную студию, чтобы стать актером или для собственного удовольствия? Он пойдет играть в футбол для того, чтобы затем ездить на сборы, или для общего укрепления здоровья? Исходя из поставленных задач будет легче определиться: для достижения в дальнейшем профессиональных целей обратите внимание на узкоспециализированные кружки, например, "Аэрокосмическая инженерия" или "Беспилотные технологии", – сказала Паршина. ВАЖНЫ ИНТЕРЕСЫ РЕБЕНКАПсихологи единогласно заявляют, что главное при выборе дополнительных занятий – соблюдать интересы ребенка. Это важно еще и потому, что дополнительные занятия – это не только возможность получить новые знания, но и отдохнуть после занятий в школе, считает педагог-психолог Наталья Паршина. "В большинстве случаев кружок или секция – время, проведенное для удовольствия, эмоциональная разрядка и заряд хорошего настроения. Если вы отправите ребенка в спортивную секцию, когда он хотел заниматься рисованием – вряд ли из этого выйдет что-то путное", – отмечает она. Не все дети способны самостоятельно решить, чем они хотят заниматься, особенно если речь идет об учениках начальной школы. В таких случаях ребенку надо дать возможность попробовать разные варианты секций и кружков, отмечает медицинский психолог Татьяна Мачурина. ОБЪЕМЫ ЗАНЯТИЙПо мнению Мачуриной, первоклассников записывать на множество разнообразных кружков сразу не следует. "Во-первых, ребенку необходимо адаптироваться в новой для него среде. Во-вторых, поступление в школу, новый коллектив, первый учитель — все это и так является для ребенка серьезным стрессом, и дополнительные умственные и эмоциональные нагрузки могут его усилить. Даже если создается впечатление, что ребенок хорошо проходит период адаптации к школе, торопиться с записью на кружки не следует. Нужно подождать хотя бы первые полгода", – отмечает она. Она полагает, что нагружать ребенка дополнительными занятиями нужно постепенно, так как чем младше ребенок, тем менее он усидчив и тем быстрее теряет концентрацию и внимание. "В старшем дошкольном возрасте занятия должны проходить не чаще двух раз в неделю, их продолжительность не должна превышать 30 минут, в младшем школьном возрасте — до четырех учебных часов (каждый час — не более 45 минут) в неделю", – считает Мачурина. Далее можно увеличивать нагрузки – в среднем школьном возрасте допустимы занятия до шести учебных часов в неделю не менее двух раз, а в старшем школьном возрасте частота занятий может быть не менее трех раз в неделю (10-12 учебных часов). Что касается количества самих кружков, то их должно быть не более трех, считает педагог-психолог Наталья Паршина. По мнению Татьяны Мачуриной, между школьными занятиями и внеурочной деятельностью необходим перерыв не менее 1 часа. Также, по ее словам, не следует в один день направлять ребенка на занятия одной направленности – целесообразнее чередовать их по дням. "Занятия одной направленности не усваиваются, но создают умственное перенапряжение. Разумнее чередовать: физические нагрузки, умственные нагрузки", – отметила она. |
=Материал опубликован 12.08.2019