Внимание! Данные материалы находятся в архивном разделе, учитывайте дату публикаций.
Врач на перемене. В школы хотят вернуть медицинские кабинеты
Раньше в школах не только уколы делали, но и зубы лечили. Фото: Валерий Матыцин/ТАСС В российских школах могут возобновиться регулярные медицинские профилактические осмотры, а на занятия физкультурой детей могут начать пускать только после заключения врача. Депутаты доработали законопроект о школьной медицине с учетом всех поступивших из правительства замечаний и предложений. Как подчеркнул глава Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов, авторами обновленной редакции законопроекта стали свыше ста депутатов. Документ также доработан с учетом мнений педиатров и медицинских экспертов. По словам Дмитрия Морозова, также завершаются пять пилотных проектов в регионах. Например, доврачебный мониторинг состояния здоровья школьников в Ростове-на-Дону, автоматический учет иммунизации детей в Смоленске, анализ детского питания и подготовка школьного фельдшера в Якутии, межведомственные центры здоровья на Ямале. Теперь, по мнению Морозова, необходимо внедрение четкой структуры школьной медицины по всей стране. В советские годы медкабинеты были в каждой школе. Детям делали не только прививки, но даже лечили зубы. Например, в Москве в 1960-1970-е годы, помимо медсестры, которая работала в школе каждый день, дважды в неделю приходили врач-стоматолог и специальная медицинская сестра. А в осенние месяцы для работы с первоклассниками трижды в неделю на несколько часов приходил еще и врач-логопед. Сейчас постоянное присутствие медицинского работника в школах не предусмотрено, они работают только в учреждениях спорта. Как подчеркивает генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, сегодня ответственность за здоровье детей полностью возложена на родителей. Да и профилактические осмотры поменяли идеологию. "С профилактики заболеваний - на раннее выявление патологии. Сложилась правовая неопределенность", - считает Дмитрий Морозов. По его мнению, необходимо дополнительно закрепить обязательства по охране здоровья обучающихся в образовательных организациях. Заместитель генерального директора Национального медицинского исследовательского центра кардиологии Минздрава России, врач-кардиолог Нана Погосова в целом поддерживает предложение о возвращении в школы медработников. "Но не думаю, что в каждой школе обязательно нужен именно врач, достаточно среднего медицинского персонала, - отмечает Погосова. - У нас сегодня серьезная проблема с детским ожирением, поэтому задача школьного медработника - это прежде всего профилактика здорового образа жизни. Чтобы дети с малых лет учились правильно питаться, заниматься спортом с учетом индивидуальных особенностей организма". Не дожидаясь принятия законопроекта, "Единая Россия" в этом году начала акцию, цель которой - обучить школьников навыкам правильного питания и основам здорового образа жизни. Как сообщается на сайте партии, "в школах будут проводиться уроки об основах правильного питания и ведения здорового образа жизни, практикумы по изучению влияния продуктов питания и типов физической нагрузки на организм и продолжительность жизни". По итогам акции 200 учеников, принимавших наиболее активное участие, отправят отдыхать в "Артек". При поддержке школьной медицины, если таковая уже существовала, эта акция могла бы стать масштабнее и долгосрочнее. Однако Дмитрий Журавлев обращает внимание и на организационные вопросы: "На чьем балансе должны существовать школьные медицинские кабинеты? Если кабинеты будут включены в медицинскую систему, то где медучреждения найдут деньги и кадры для их укомплектования, учитывая, что детских медицинских учреждений на районном уровне у нас в стране не так уж много?" Доцент кафедры государственного и муниципального управления Российского экономического университета имени Плеханова Кирилл Парфенов напоминает, что по приказу минздрава, изданному несколько лет назад, на тысячу школьников должны приходиться один врач и медсестра. "Если сейчас в России свыше 15 миллионов школьников, то требуется не менее 15 тысяч врачей. Где их взять, если по стране в среднем обеспеченность участковыми детскими врачами немногим выше 60 процентов?" - задается вопросом эксперт. В одном из регионов, где проходили пилоты по школьной медицине, в конце эксперимента указали именно на проблему нехватки кадров. Укомплектованность школьных медкабинетов специалистами не превышает 65 процентов, сообщили в начале этого года СМИ в Министерстве здравоохранения Ростовской области. Каждый третий школьный врач был на то время совместителем, а более 40 процентов - уже пенсионного возраста. Впрочем, эта проблема присуща и отрасли здравоохранения в целом, говорит Кирилл Парфенов. И добавляет, что если и вводить школьную медицину, то с учетом местных особенностей. Для школ в больших городах она актуальна. Ну а в селах и поселках и так все рядом. "Почти всегда школа, больница и поликлиника расположены если не в соседних зданиях, то на расстоянии нескольких сотен метров, - поясняет Кирилл Парфенов. - Зачем нужен медицинский кабинет, если медработники и так находятся в шаговой доступности? Может быть, деньги лучше потратить не на медкабинет в школе и "галочку в отчете", а израсходовать на какие-то нужды поликлиники? Или потратить на увеличение зарплаты медперсоналу, который с большой неохотой едет на село?" Ольга Игнатова
|
=Материал опубликован 07.04.2019