Внимание! Данные материалы находятся в архивном разделе, учитывайте дату публикаций.
Игры разума. Как предсказать успех ребенка в учебе
Разделы → Развитие, методики
Фото: iStock Как успех в математике связан с шахматами? По каким признакам понять, что малыш одаренный? Могут ли компьютерные игры стать тренировкой для мозга? На эти вопросы отвечает научный сотрудник лаборатории когнитивных и междисциплинарных исследований образовательного центра "Сириус" Максим Лиханов. Максим Владимирович, развивать талант ребенка некоторые мамы мечтают чуть ли не с яслей. Как понять, что малыш одаренный? Максим Лиханов: Сразу огорчу таких родителей: ни в детском саду, ни даже в школе нельзя предсказать на 100 процентов, достигнет ли ваш ребенок высоких успехов. Много факторов могут на это повлиять, и просчитать их все невозможно. Когда я учился в школе, на уроках математики наш класс делили на группы: хорошисты и отличники, которые решали задачи повышенной сложности "под звездочкой". Такое деление на самом деле не работает, потому что все ребята очень разные. И чтобы раскрыть потенциал каждого, нужны индивидуальные образовательные траектории. Именно поэтому сейчас мы ищем факторы, которые позволят предсказать предрасположенности, сильные и слабые стороны ребенка. Какие, например? Максим Лиханов: Мы разработали набор тестов по пространственному мышлению. Допустим, ребенку дается сложная геометрическая фигура. Задача - представить, как она будет выглядеть в разрезе. Или другой пример - дается рисунок нескольких шестеренок, одна крутится по часовой стрелке, другая - против. А куда будет крутиться третья, установленная между первыми двумя? То, как ребенок решает подобные задачки, достаточно достоверно говорит об уровне развития его пространственного мышления. Кем может стать ребенок, который хорошо решает такие тесты? Максим Лиханов: Пространственное мышление напрямую связано с математическими способностями и является частью общего фактора интеллекта. Исследования показывают, что когда мы решаем математическую и пространственную задачи, у нас задействованы одни и те же зоны мозга. Поэтому перед учеником открывается огромный спектр возможных профессий, где нужен именно такой склад ума, нужна серьезная математика. Сегодня в "Сириусе" у нас есть уникальная возможность апробировать подобные тесты и задачи с детьми, которые уже очень ярко проявили себя. Следующий шаг - хотим вместе с РАО проводить совместные масштабные исследования. И в итоге получить надежный диагностический метод, который позволит видеть высокий потенциал ребенка в будущем. Эти инструменты потом могут быть переданы во все школы. Правда ли, что чем больше ребенок играет в шахматы, тем выше интеллект и способности к математике? Максим Лиханов: Исследования показывают, что причинно-следственных связей между игрой в шахматы и уровнем интеллекта нет. Да, люди, которые любят играть в шахматы, показывают высокие результаты на айкью-тестах. Но связь, скорее всего, здесь другая: эта игра просто нравится людям с более высокими интеллектуальными способностями. Играя в шахматы, ты не "прокачаешь интеллект", а просто научишься хорошо играть в шахматы. И то - не факт. А что тогда реально работает? Максим Лиханов: Вы удивитесь, но некоторые компьютерные игры, как раз и развивают у детей пространственное мышление. Не сильно, но развивают, и это уже экспериментально доказано. Сейчас мы вместе с ребятами из инженерного класса одной из сочинских школ хотим спланировать и запустить свой эксперимент. Задача - показать, какое конкретно количество времени, проведенное за компьютерными играми, увеличивает пространственные способности. А какое не будет давать результата. Ксения Колесникова
|
=Материал опубликован 26.02.2019