Внимание! Данные материалы находятся в архивном разделе, учитывайте дату публикаций.
Пятёрка — маме, двойка — сыну. К чему приводит родительская помощь
Разделы → Школьники
© / Nejron Photo / Shutterstock.com
Учитель начальных классов МБОУ «Гимназия». Фото: АиФ/ Ирина Чухно
Работа родителя (сверху) и ребёнка (снизу). Фото: АиФ/ Ирина Чухно
На уроке ИЗО. Фото: АиФ/ Ирина Чухно
Конкурс «Арт-Ёлка». Фото: АиФ/ Ирина Чухно Ситуация, в которой многие семьи узнают себя: ребёнку задали домашнее задание, а села выполнять его мама. Но правильно ли так делать? Почему родители мастерят за детей поделки, и к чему такая, безобидная на первый взгляд, помощь может привести? Родительское творчествоПодготовка к урокам труда и ИЗО — дело хоть увлекательное, но трудоёмкое. Некоторые дети сами с головой уходят в этот процесс, а за других — всё делают родители. Приходят мама с папой после работы, да начинают мастерить очередную поделку в школу. Правильно ли так делать и, чем чревата эта услуга АиФ.ru узнал у учителя высшей категории с 29-летним стажем работы Светланы Чухно. Ирина Иваницкая, АиФ.ru: Почему родители выполняют поделки вместо детей? Светлана Чухно: Во-первых, потому что намного проще сделать всё самому, чем объяснить ребёнку. Во-вторых, меньше мусора остаётся после работы и экономнее расходуется материал. И, в-третьих, папам и мамам хочется, чтобы работа их чада была одной из лучших, а, может быть, и самой лучшей в классе. Естественно, что ребёнок делает всё очень долго, да и результат может получиться не такой, на который надеются родители. Поэтому они мастерят поделки вместо детей, а те, в свою очередь, выдают их за свои. В школе тайна «изготовителя» быстро раскрывается. Учитель видит, как ребёнок работает в классе и знает его способности. Ему не составит большого труда сопоставить работы, которые ученик выполнил дома и на уроке. Некоторых педагогов такой расклад вполне устраивает, потому что можно поставить отличную оценку в журнал, отправить творение на выставку и вообще «не заморачиваться» с ребёнком: не оставлять его после уроков, не объяснять опять тему и ничего не переделывать. Ещё некоторые мамы так тешат своё самолюбие. Может быть, они в школе не состоялись, как хорошие ученицы, именно по трудам или ИЗО, поэтому сейчас пытаются реализовать себя через детей. — Как дети относятся к родительской помощи? — Одни дети проявляют самостоятельность и говорят мамам, чтобы не помогали. Других же ребят наоборот всё устраивает, потому что ничего делать не нужно. И пока родители трудятся, у них есть время посидеть в телефоне или заняться чем-нибудь ещё. Иногда ученикам стыдно, и они говорят: «Мне мама помогала...». Проверить их слова очень просто — предложить сделать эту же работу снова. Тогда сразу видно, кто какую лепту внёс. Печальные последствия— К чему может привести такая услуга? — Конечно же, такая «помощь» учит ребёнка врать. Кроме того, ученик перестаёт ценить свою работу, потому что не знает, сколько на неё уходит времени, сил, а иногда и здоровья. Он перестаёт стараться и уважать чужой труд. — Как дети реагируют на то, что за кого-то работу выполняют родители? — Конечно же, дети всё видят и отлично понимают, какую работу одноклассник выполнил сам, а какую за него сделали. Они сразу же начинают за это стыдить и громко говорить: «Да ты не сам, да ты с родителями». Если мы устраиваем конкурс, то категории и критерии оговариваем заранее. Сам выполнял — одни баллы, с мамой — другие. — В каком классе родители чаще всего выполняют задания вместо детей? — В первом классе мамы и папы вообще очень часто делают всё за детей. Был у меня класс, в котором родители друг перед другом демонстрировали свои способности в школьных работах, показывали кто талантливее. Я раз на собрании сказала, что ребята должны выполнять всё сами, два сказала — не подействовало. Тогда через некоторое время предложила ученикам выполнить ту же самую работу, что они делали дома. Только рисовали мы уже в классе. Сколько же тогда было пролито слёз... Потом я вывесила работы на доску. Сверху — ребят, а снизу их родителей. Разница — очевидна. Всем тогда было очень стыдно. С тех пор в этом классе мамы и папы перестали творить за детей. «Я сам!»— Каким образом учитель может приучить ребёнка к самостоятельности? — Опять же, расскажу на примере. Есть один ученик, вместо которого постоянно всё рисовали родственники. Как-то раз я к нему подошла и сказала: «Если ты безрукий, то разрешаю не делать работу, однако руки у тебя я вижу. Если ты не понимаешь, что требуется, тогда объясню ещё раз, а, если ленивый, то просто не буду с тобой дружить». На этом наш разговор был закончен. Через некоторое время по литературному чтению было домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к прочитанным главам повести-сказки А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Этот мальчик принёс в класс Мальвину, изображённую на формате А4. Она была толще Карабаса-Барабаса, зато сделанная его руками. И, когда мы в классе устроили выставку работ, он с гордостью вывесил её на доску. Дети поддержали своего одноклассника и похвалили. Теперь он рисует сам. — Как родителям правильно наладить работу с ребёнком, чтобы не оказать ему «медвежью услугу»? — Все поделки ученик должен мастерить сам. Родители могут показать пример, а он уже по аналогии сделает что-то своё. Тогда у ребёнка появится гордость за свою работу, разовьётся самостоятельность и ответственное отношение к труду. А, если мама уж очень сильно хочет помочь, то пусть садится рядышком. Она делает свою работу, а ребёнок свою, и с гордостью говорит: «Я сам!». Конечно, есть задания, которые направлены на совместное творчество родителей и ребёнка. Все они оговариваются заранее. Недавно в нашей гимназии проходил конкурс «Арт-Ёлка». И, кто с мамой трудился, кто с папой или братом. А один мальчик принёс маленькую кривенькую ёлочку, украшенную бисером, с гордой надписью: «Денис. Сам». Ирина Иваницкая
|
=Материал опубликован 28.12.2018