Внимание! Данные материалы находятся в архивном разделе, учитывайте дату публикаций.
Кредитная истерия. Дмитрий Янин: Люди смогут возвращать в магазины купленные в кредит товары и отказываться от займа без штрафов
Разделы → Законные права
Делать покупки в кредит - дорого, но часто это выясняется, когда уже надо платить по долгам. Фото: photoxpress
Покупатель сможет в течение 14 дней вернуть купленный в кредит товар и расторгнуть договор займа. Фото: photoxpress В осеннюю сессию Госдума рассмотрит законопроект о дополнительных гарантиях защиты прав потребителей. Он предполагает, что заемщик сможет без ущерба для своего кошелька в течение 14 дней расторгнуть кредитный договор, заключенный в магазине или салоне на покупку товара или услуги. Об этом в интервью "Российской газете" рассказал председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. Многие поддаются эмоциям и, не имея денег на дорогую покупку, оформляют кредит. По закону, вернуть можно любой товар в течение двух недель. Но это не распространяется на вещи, взятые в кредит. Почему? Дмитрий Янин: Здесь есть несколько нюансов. Во-первых, в кредит продается много невозвратных товаров. Например, мобильные телефоны. Во-вторых, даже если товар и можно вернуть, магазинам не выгодно терять бонусы, которые они имеют от банков. Формально покупатель может погасить кредит. Но где взять деньги? Поэтому поправки в Закон "О защите прав потребителей" - крайне важная и социально полезная инициатива. Предполагается, что покупатель сможет обменять или вернуть непродовольственный товар, если он был куплен в кредит, в течение 14 дней и расторгнуть договор займа. Банк не вправе будет требовать проценты с покупателя. А дальше кредит магазин должен в течение двух недель закрыть перед банком. Потому что у магазина договор с банком, и он должен решать эти вопросы без привлечения потребителя. Будет ли это распространяться на невозвратные товары? Дмитрий Янин: Если законопроект будет принят в той редакции, в которой предложен, эта норма будет распространяться на любые товары, купленные за счет кредита. Сейчас процедура банкротства физического лица стоит около 100 тысяч рублей. Немало, учитывая, что человек и так весь в долгах. Как снизить эту сумму? Дмитрий Янин: Необходимо отменять обязательность публикаций в коммерческой газете сообщения о банкротстве и привлечения арбитражного управляющего. Стоимость его услуг в Москве начинается от 50 тысяч рублей. Плюс около 7 тысяч надо заплатить за публикацию в газете. Я понимаю, когда публикуются сведения о банкротстве компаний. К их деятельности привлечены разные люди. Но зачем афишировать финансовое положение простых граждан? Есть бюро кредитных историй, которые собирают информацию о должниках. Почему обязателен финансовый управляющий? Почему нотариус не может составить заявление на банкротство и помочь человеку собрать все необходимые документы? Все эти меры могли бы удешевить банкротство и сделать его доступным для граждан. Почему не работают страховки, которые сейчас входят в комплект документов, подписываемых при заключении кредита? В них же говорится, что если заемщик теряет работу, кредит заплатит страховая компания. Дмитрий Янин: Это абсолютно бесполезные страховки. Чтобы понять, что это не страховка, а, по сути, дополнительный сбор, нужно сравнить, сколько страховые компании собирают по этим навязанным страховкам и столько отдают. Вот соотношение сборов и выплат - 10:1. Когда банки продают продукт, они говорят, что потеря работы означает, что гасят долги страховщики. Потом выясняется, что не во всяком случае вы имеете право на возмещение. Компания, например, должна обанкротиться. А если она не банкротится, то вы уже не подпадаете под действие страховки. А некоторые страховые компании в своих продуктах исключают выплаты, связанные с осложнениями из-за здоровья или беременности. То есть если вы взяли банковский кредит, а потом забеременели и что-то пошло не так и вы вынуждены из-за проблем со здоровьем оставить работу, то никакая страховка вас не защищает уже. В таком же положении и ВИЧ-инфицированные. Но это же ужасная дискриминация! Никто же заранее не знает, что с ним случится. И не проблема человека, если он взял кредит, а затем заболел. Ему помогать вылечиться надо, а не вгонять в могилу. Мы эти вопросы постоянно поднимаем перед Банком России. Нужно удалять с рынка те продукты, которые обществом признаны аномальными. Есть ли возможность отказаться от страховки во время заключения кредитного договора? Дмитрий Янин: Если отказаться перед подписанием договора, то банки могут кредит и не выдать. Без объяснения причин, как они это зачастую делают. Можно, кстати, отказаться после выдачи кредита. У заемщика такое право есть. В течение двух недель он может это сделать. Но банки же у нас умные. Купите, говорят, у нас не индивидуальный полис, а присоединились к нашей программе коллективного страхования. В чем разница? В этом случае вы уже не имеете права расторгнуть договор страхования. Но при заключении кредитного договора человек может попросить, чтобы с ним оформили индивидуальный страховой полис, который потом можно расторгнуть? А во-вторых, даже если заемщик и разбирающийся, то банк ему скажет, что в случае подписания индивидуального договора страхования кредит будет стоить уже не 11 процентов, а 20. В США и в Великобритании такие связанные страховки были просто запрещены. В Великобритании пошли дальше - они обязали ранее собранное вернуть. Установили срок, в течение которого человек имеет право обратиться за возвратом денег. Сейчас уже больше 29 миллиардов фунтов вернули людям. И у нас нужно срочно вносить изменения в законы и предоставлять людям право выходить и из коллективных договоров страхования, если они передумали и не хотят в них участвовать. Часто товары и услуги сомнительного качества навязываются пожилым людям. Да еще в кредит под высокие проценты. Не пора ли уже решить эту проблему? Дмитрий Янин: Прежде всего сами покупатели должны помнить: то, что вы купили дома у проходящих по квартирам "коробейников", вернуть не получится. Даже если вы купили за наличные, Закон о защите прав потребителей не распространяется на покупки, сделанные вне магазинов. Это законодательный пробел. Полностью с вами согласен: он требует заполнения. Но где найти "коробейников"? Они пришли, "впарили" "чудо-порошок" и растворились... Дмитрий Янин: К сожалению, так и есть. Но так называемый квартирный сетевой маркетинг - не единственный способ продать ненужные товары по баснословным ценам. Всевозможные рассылки о чудодейственной косметике, помогающей вернуть молодость, о бесплатном массаже, лечении сердца и сосудов - все это методы нечистоплотных на руку торговцев. А доверчивых людей у нас много. И это не только пожилые граждане. Таких продавцов привлекают к ответственности? К тому же, чтобы обезопасить себя от уголовки, они продают безобидные травки под видом чудо-пилюль... Дмитрий Янин: Я бы сказал, что они занимаются "безобидным" ограблением. Человек от сушеной петрушки или укропа, которые ему продадут по цене золота, не отравится. Но после того, как банк начнет забирать у пенсионера 50 процентов пенсии в счет уплаты навязанного кредита, у человека может случиться не только нервный стресс, но и инсульт, и инфаркт или развиться серьезный недуг. Чтобы расплатиться с такими кредитами, люди начинают сначала одалживать деньги у родственников, друзей, а потом идут к ростовщикам. Как правило, если человек попадает в такую долговую спираль, он из нее не выходит. Он с ней может жить несколько месяцев, потом он попадает к коллекторам. И это еще больший стресс. Такие кредиты - это опасный, токсичный продукт, его не должно быть на рынке. Так надо запретить банкам кредитовать продажу "обманных" товаров! Дмитрий Янин: К сожалению, в подобных аферах участвуют и крупные банки. Они прекрасно понимают, что делают сомнительные бизнесмены. Но прибыль решает все. Возможно, нужно предусмотреть для них серьезную ответственность за участие в подобных сделках. Крупные штрафы, иную административную или даже уголовную ответственность. Или как вариант: продавец исчез, тогда покупатель товара или услуги в кредит может в течение 14 дней вернуть вещь непосредственно организации, которая выдала кредит. Или вообще запретить банкам кредитовать продажи вне стационарных магазинов, медицинских учреждений и салонов связи. Ольга Игнатова
|
=Материал опубликован 11.09.2018