Внимание! Данные материалы находятся в архивном разделе, учитывайте дату публикаций.
В детсаду Сургута детей воспитывают в уникальной предметно-пространственной среде
Сургут • Разделы — Всё про садики (УДОУ)
В детском саду «Метелица» ни один предмет интерьера не случаен. Дошкольная организация еще три года назад стала региональной пилотной площадкой по продвижению развивающей предметно-пространственной среды. Тогда, кстати, «Сургутская трибуна» уже наведывалась в гости к малышам и рассказывала о планах, которые строили педагоги. Так вот, сегодня все задуманное воплотилось в жизнь. Кажется, даже в лучшем виде, чем можно было себе представить. Экскурсию по детскому саду, в увлекательных лабиринтах которого можно заблудиться, «СТ» провела заведующая Ольга Куцулым. От чума до птичьей столовой– Вы не торопитесь так быстро заходить в детский сад. Давайте прогуляемся сначала по площадке, – встречает гостей Ольга Куцулым. Каждая площадка тематическая – музыкальная, театральная, художественная. Для изучения с малышами истории родного края воспитатели разбили на улице мини-музей быта народов ханты «Северное сияние». Есть здесь и чум, и лабаз, выполненный по всем правилам, и лодка-долбленка из цельного дерева, и даже настоящие нарты. – Мы долго изучали вопрос, консультировались со специалистами историко-культурного центра «Старый Сургут», посещали деревню Русскинская, чтобы проникнуться местным колоритом. Нам, кстати, очень помогли родители – им эта идея тоже пришлась по душе, и они помогли нам в сборе экспонатов, – вспоминают педагоги. У воспитанников «Метелицы» есть и свой огород с теплицей. Зеленый лучок, свекла, морковь, горох и бобы, огурцы и помидоры – все это цветет и плодоносит с легкой руки дошколят. Занятия в теплице, кстати, посвящены не только природе. – Воспитатели учат детей на этой территории и математике, показывая им,как замерять линейкой длину перьев лука. Или, например, рассказывают стихи о зеленых культурах, сочиняют сказки. У нас все применяется не только по прямому назначению, но не без фантазии, в разных направлениях, – говорит заведующая детским садом № 9. Родители инициативы педагогов поддерживают. На просьбу воспитателей сделать скворечник откликнулись сразу несколько пап, которые организовали для своих чад настоящую птичью столовую. Ее разбили напротив одной из веранд. И теперь там живут синицы, залетают воробьи и голуби. В прошлом году птичий уголок даже пополнился птенцами. Чем не курс зоологии? Дети + дорога = дружбаПервый этаж в детском саду сами педагоги называют холлом детской безопасности. Здесь детей учат правильно себя вести на улице. Занятия с малышами проводят непосредственно в коридорах, оборудованных интерактивными досками с проекцией города, магнитными машинками и светофорами. – В детском саду реализуется авторский проект «3 «Д»: дети + дорога = дружба». Проект разработан группой педагогов учреждения и направлен на обучение детей от двух до семи лет. Он входит в основную образовательную программу ДОУ, а точнее, в часть программы, формируемую участниками образовательных отношений. Наполнять ее можно проектами дошкольной образовательной организации. Для родителей эти занятия бесплатные, поскольку не являются дополнительным образованием. Наши дети очень хорошо знают правила дорожного движения, ориентируются по знакам на дороге и не путают цвета светофоров, – заверяет Ольга Куцулым. Расширяя стеныЭкспериментальной площадкой и большой гордостью «Метелицы» является группа «Полянка», которая находится на втором этаже. Мебель в помещении мобильная и легко трансформируется. Проще говоря, все столы и стулья за считанные минуты можно сложить или разобрать, если это необходимо. Воспитатели могут в прямом смысле слова расширять пространство. – Для приема пищи мы раскладываем столы – они трехъярусные, выставляем стулья и кормим детей. За минуту всю мебель можно разобрать, и для детей открывается целая комната, где они могут играть. Все дидактические материалы тоже «спрятаны» и занимают мало места, но в случае необходимости мы достаем то, что попросит ребенок, и организуем интересную совместную деятельность, – рассказывает воспитатель группы «Полянка» Валида Тагирова. С закупкой мобильной трансформируемой мебели детскому саду помогла депутат Тюменской областной думы Галина Резяпова. Пока оснащена такими столами и стульями только одна группа, но руководство учреждения надеется, что удастся закупить мебель и для остальных 12 групп, для детей полного дня пребывания. Во всех без исключения группах есть интерактивные проекторы, закупить которые детскому саду удалось благодаря победе в окружном конкурсе образовательных проектов еще в 2013 году. – Нам выделили 1,5 миллиона рублей, на которые мы и приобрели оборудование мечты. Используется оно у нас по разным направлениям. Иногда проекторы работают в качестве интерактивного пола: просто направляем его на пол, куда выводится презентация, подготовленная педагогами. Такой гаджет купить крайне непросто, он дорогой, а наш выход из положения ничем не хуже, – делится Ольга Куцулым. «Когда дети в восторге, можно горы свернуть»Чтобы использовать все возможности детского сада и имеющегося оборудования, воспитатели частенько устраивают мозговые штурмы, пишут планы занятий и придумывают уникальные решения. Педагоги признаются:«Когда дети в восторге от игр и занятий, можно горы свернуть». Одно из таких изобретений – волшебный куб. Сверху он закрыт чехлом, который сделали родители. На нем много шнурков, пуговиц и ниток. Опять же – прекрасно подходит для развития мелкой моторики. Каждая плоскость деревянного куба непростая, а обучающая. – На одной плоскости, например, мы с моей коллегой Татьяной Ивасюк забили небольшие гвоздики и положили резинки, можно составлять из них фигуры, считать, трогать. На другой придумали игру «Пицца»: ребенок берет схемы, где нарисован ингредиент и написано число. Например, «помидор – 2», то есть нужно взять два рисунка с помидором и положить на тесто. Есть и доска для рисования манкой и много чего другого. Своими идеями охотно делимся с коллегами из других садов: нам не жалко, лишь бы детям нравилось, – рассказывает воспитатель Вера Лысенко. Детям находчивость педагогов действительно нравится. За день благодаря такой оптимизации пространства они могут попробовать десятки игр на развитие мелкой моторики, логики, творческих способностей и много чего еще. Нравится такой подход и родителям. Многие признаются – выйти просто так из детского сада не получается. Например, мамы и папы любят задерживаться на третьем этаже, где на полу огромная шахматная доска, а фигуры высотой с дошколят. Обыграть своих маленьких интеллектуалов родителям удается далеко не всегда. Кстати, взрослые даже организовали музей шахмат – из пластилина, теста, ниток и бумаги (дело рук мам и бабушек). Коллекция пополняется едва ли не каждый день, как, впрочем, и идеи в шкатулке воспитателей. Ольга Прядоха
|
=Материал опубликован 10.08.2018