Не роскошь, а необходимость. Почему сегодня дополнительное образование больше, чем просто кружок по интересам?

Сургут • Разделы    — Развитие, методики
Фото: архив СургутИнформ-ТВ

Знание — сила, незнание — очередь. В Сургуте снова волна неугомонных родителей пошла на штурм департамента образования. Причем на этот раз не ради путевок в школу. Цель — сертификаты в кружки и секции. Сотни людей на этой неделе чуть ли не ночевали около информационно-методического центра. Они лишали себя сна, тратили нервы и время не просто так. На кону качественное и популярное дополнительное образование детей. Задача, между прочим, очень важная для каждой семьи — воспитать ребенка, который будет уже совсем скоро конкурировать за место под солнцем в среде своих, не менее интеллектуально накаченных, сверстников. И как это сделать?

Некоторые подумали, что надо срочно встать в очередь за сертификатами. Однако все оказалось не совсем так, как многие себе представляли изначально. Основная масса сертификатов, а это порядка 8000 тысяч, была распределена еще в прошлом году, причем без всяких боев. В этом же, выдавали лишь те 70 штук, которыми по разным причинам семьи не воспользовались ранее.

И тут, как всегда, срабатывает мышление времен дефицита. Чем меньше чего-нибудь раздают, тем больше возникает желание за это самое раздаваемое поконкурировать. Испытывая все прелести этого процесса.

«Мы подъехали сюда в 22 с копейками и были уже 25 или даже 26. Сейчас подъехали уже 45, машина всю ночь дежурила», - уверяют родители.

«Получается, создается очередь такая, что вот, кто успел, как говорится, тот записался и получил. А у меня, например, трое детей, все маленькие, мы тоже заинтересованы получить сертификат», — рассказывает сургутянка.

Что такое сертификат и почему он вдруг стал пользоваться таким невероятным для сургутян спросом? Многие даже подумали, что это что-то типа материнского капитала. На самом деле, это документ, который позволяет ребенку в каком-то смысле бесплатно выбрать любую секцию или кружок из предложенного мэрией реестра. Входят туда как муниципальные, так и частные поставщики образовательных услуг. Всего 16 учреждений.

«Бывшая станция юных натуралистов, эколого-биологический центр. Это новоорганизованный кванториум „Технополис“, это центр плавания «Дельфин» и центр детского творчества. Вот 4 учреждения дополнительного образования подведомственные муниципальной системе образования. Также Детская школа искусств и 11 некоммерческих негосударственных организаций. Ребенок имеет право пользоваться сертификатом от 5 лет до наступления 18-летия и, если ребенку исполнилось 18 лет, то этот сертификат автоматически поступает в систему, которая имеет право его выдать», — уточнила Светлана Гончарова, директор информационно-методического центра.

Что дает сертификат? Это некая, закрепленная в бюджетных расходах, финансовая гарантия от государства. Она частично, или даже полностью, оплачивает дополнительное образование обладателю сертификата. В Сургуте на одного ребенка предусмотрено около 20 тысяч рублей в год. Деньги целевые и на руки не выдаются. Эти средства переводятся из бюджета города в то учреждение, которое выбрал ребенок и его родители. Сумма сама по себе небольшая. Но, тем не менее, это подспорье для семейного бюджета.

Возможно поэтому раздача сертификатов вызвала такой ажиотаж среди родителей. Люди подумали, что получат некие курсовки в развивающие секции и центры. Более того, родителям показалось, что их можно взять несколько. На самом же деле, сертификат подразумевает и определенную ответственность мам и пап. Если ребенок не будет ходить в центр, который он выбрал, и не воспользуется сертификатом в положенный срок, деньги попросту будут аннулированы, тем самым одна семья, временно, лишит возможности ходить на бесплатные кружки и секции не только своего ребенка, но и чужого. А специалисты центра лишатся оплаты.

Как говорится: ни себе, ни людям. Получается, что именно родители теперь формируют новый рынок услуг дополнительного образования. Ведь, если раньше студия лепки динозавров из пластилина с тремя воспитанниками и клуб роботехники с 20 финансировались одинаково, то сегодня больше средств получит то учреждения, в которое пришло больше детей со своими сертификатами, а значит, и бюджетными деньгами.

«Это поворот нашей системы лицом к человеку и действительно желание спросить у человека, а что ты хочешь. Не то что мы можем предложить. А что хочет сам человек, как бы это парадоксально не звучало, формирует муниципальных поставщиков. Даже не муниципальных поставщиков, а поставщиков муниципальных услуг. То есть сегодня, если человек скажет: нам интересна робототехника и нам мало кружка в котором всего 30 человек, мы хотим 60, по сути, завтра на эти 30 дополнительных будут предоставлены сертификаты. Сейчас сам человек формирует свои пожелания завтрашнего дня», — уверена депутат Думы Сургута Ольга Леснова.

Три раза в неделю, до уроков или после, около двух тысяч детей занимаются английским языком в «Лингва- центре». Их родители уверены, сегодня без дополнительного образования никуда. Школа школой, но даже пятерка в дневнике не гарантирует того, что ребенок сможет отлично применять знания в жизни. Речь, в том числе, и про английский язык. В этом уверена и сургутянка Алена Васюк. Двое ее детей занимаются иностранным языком дополнительно.

«Сегодня время нас ставит в такие рамки, когда недостаточно того образования, которое дает школа. Все таки это аудиторное образование не позволяет выйти за рамки, нет возможности попрактиковаться. А тут мы выезжаем заграницу, выезжаем в поездки, я вижу как мой ребенок общается, я считаю это очень оправдано, это очень здорово, деньги потрачены не зря», — считает мама двоих детей.

Несмотря на то, что дополнительное образование часто весомая строчка в семейном бюджете, многие родители уверены, оно не роскошь, а необходимость. В Сургуте в различные секции и кружки, на занятия вне школ ходят 75% детей.

«Удалось этого достичь за счет того, что дополнительное образование предоставляется как в учреждениях дополнительного образования, так и в общеобразовательных школах, дошкольных учреждениях, очень мощно развивается в городе сектор негосударственный, ведомственные учреждения, учреждения спорта. Поэтому абсолютно по всем интересам можно найти для себя направления», — поделилась директор департамента образования администрации Сургута Анна Томазова.

Выбор сегодня действительно есть: от станции юных натуралистов до студий робототехники. Развивает рынок услуг дополнительного образования и бизнес. К слову, в Сургуте только 4 учреждения подведомственны департаменту образования, остальные — это не муниципальные кружки и секции. Так что родителям и детям остается только соотносить свои желания и возможности.

«Возможности получения дополнительного образования очень большие в городе. И родителям очень важно объединить то направление, куда они хотят отдать своего ребенка, с возможностями построения профориентации и связать это с будущей профессией», — добавила Анна Томазова.

У государства в этом плане свои задачи. После моды 90-х на управленцев и менеджеров, сегодня крайне не хватает инженеров. Технические специальности в почете. Интерес к ним прививается в буквальном смысле с детского сада, благодаря занятиям по робототехнике. К средним классам многие школьники уже определяются с будущей профессией и не собираются учиться в вузе ради диплома.

«Сейчас я учусь в первой школе и собираюсь реализовать себя в инженерной специальности». — поделился один из абитуриентов.

«Вообще, я хотел бы быть программистом», — рассказал сургутский школьник.

«Я выбрала IТ, но ещё думаю над направлением, потому что направлений у этой профессии очень много, и сложно выбрать, на самом деле», — считает абитуриентка.

Спрос рождает предложение. Закон рынка. Потребность государства в технарях и заинтересованность в инженерных профессиях у людей качественно поменяли сферу допобразования. Пример тому — сургутский кванториум, который откроется в этом году и станет самым большим в Югре. В технопарке будут работать 8, так называемых, квантумов, то есть направлений. Причем подбирали их с учетом запросов градообразующих предприятий региона. И это понятно, дополнительное образование это не просто досуг ребенка, это возможность получить новые компетенции, которые пригодятся ему в будущей профессии. Поэтому ориентир здесь — рынок труда.

«Конечно же мы ориентируемся не на ту ситуацию, которая сегодня существует в нашей стране, а на рынки будущего. Поэтому основные задачи, которые решает дополнительное образование, это формирование у детей новых компетенций, присвоение сквозных технологий, которые помогут адаптироваться детям в будущем, в современном цифровом обществе, к которому мы все стремимся», — уверяет директор муниципального учреждения дополнительного образования «Технополис» Татьяна Андроник.

Сургутские родители тоже понимают современные реалии. Ажиотаж на сертификаты это подтверждает. В 21 веке дополнительное образование уж точно не лишние.

Не лишнее, но и перебарщивать с дополнительными занятиями чревато для ребенка. Некоторые родители пытаются запихнуть свое ненаглядное чадо во все кружки и секции подряд, лишь бы не оставлять ему свободного времени, которое он сможет потратить не только на компьютерные игры, но и на занятия поопаснее.

Логика такая: чем сильнее занят ребенок в школе и вне ее стен, тем меньше он рискует оказаться под дурным влиянием. Учреждения дополнительного образования становятся своеобразной камерой хранения для детей и успокоением для их родителей. Ребенок пристроен и слава богу. А уж чему он научится и пригодятся ли ему в жизни эти навыки - дело второстепенное.

Еще один вариант: папа, который в детстве мечтал быть хоккеистом, но так и не стал им, отдает сына в этот спорт. Мама, которая разговаривает на английском только со словарем, водит дочь каждый день на дополнительные занятия по-иностранному. В общем, родители, не реализовав свои желания, отыгрываются на детях. Вопрос, а надо ли оно и без того загруженным в школах ученикам, даже не стоит. А зря. Пользы от дополнительного образования, которое интересно только мамам и папам, но не детям — нет никакой.

«Если рассуждать логически и с позиции ребенка, то нужно учитывать: первое, его возможности, интересы, только это выступает двигателем и выстраивает адекватный мотив к деятельности. Если главной причиной выступает желание родителей сделать из своего ребенка супер-чадо, то все это заканчивается плохо и, однозначно, приводит к неврозу. Мотив разваливается, желания учиться нет, делать что-либо другое тоже. И тут главное присмотреться, если ребенок переживает в понедельник, что наступит среда и ему нужно будет идти на музыку, то, наверно, это не очень хорошо. Перегрузка ведет к тому, что ребенок себя чувствует плохо, ему нехорошо, притом он не знает отчего ему нехорошо. Вроде как ему танцевать нравится, а в то же время он говорит: „не хочу, не пойду“. Сам не знает почему он не хочет туда идти. А причина в том, что он только полтора часа назад вынырнул из бассейна, а потом еще что-нибудь . Поэтому нагрузка, конечно, должна быть дозированной, разумной, соответствовать возможностям ребенка, — уверена педагог-психолог Светлана Дзетовская.

Мария Лебига, Юлия Балабанова

СургутинформТВ
Видео-сюжет ->

=Материал опубликован 06.04.2018