Внимание! Данные материалы находятся в архивном разделе, учитывайте дату публикаций.
Братские узы приемных детей
Разделы → Воспитание
Для всех приёмных родителей вопрос взаимоотношений с кровной семьей ребенка является наиболее острым и болезненным. Но если для усыновителей ответ на этот вопрос часто однозначен: «Не общаться», то для приёмных родителей, опекунов, патронатных воспитателей, ответ на этот вопрос является спорным даже по существующему законодательству, которое дает право ребенку в приемной семье на поддержание личных контактов с кровными родственниками, если это не противоречит его интересам и нормальному развитию и воспитанию. Рассмотрим ситуацию, при которой у приемного ребенка есть кровные братья и сестры (сиблинги), которые находятся в разных семьях. Способствовать их общению или нет – зависит от целого ряда обстоятельств. Если ребенок знает о существовании братьев и сестерЕсли кровные братья и сестры воспитывались какое-то время вместе в своей семье и были сильно привязаны друг к другу, но попали в разные семьи, то утрата связи между ними может привести к вторичной травматизации ребенка после изъятия его из семьи. Поэтому, если обе семьи готовы взаимодействовать, организовывайте общение. Насколько оно должно быть интенсивным – это решается в зависимости от обстоятельств. Иногда достаточно лишь самого факта, что ребенок знает, где находится брат или сестра, и имеет возможность увидеться с ними, «когда захочется». *** Сложнее обстоит дело, когда одного из братьев (сестер) взяли в семью, а другой остался в учреждении. Рано или поздно, но у приемного ребенка возникает вопрос: «А можно принять в нашу семью брата(сестру)?» В этом случае надо сказать, что у братьев и сестер судьбы разные. Метафорически можно вспомнить дерево с ветками, которые расходятся в разные стороны, но растут из одного ствола. Здесь также можно привести примеры из своей жизни: например, когда братья и сестры выбирают жизнь в разных городах, разные профессии и, соответственно, разные пути. Второй очень важный момент – сказать ребенку, который чувствует себя виноватым за то, что его судьба, как ему кажется, сложилась лучше, что он имеет право быть счастливым вне зависимости от того, счастливы ли сейчас его родственники или нет. Что у всех в жизни свои испытания и свои уроки, что сравнивать сложно, так как мы не знаем до конца, что именно происходит у его брата или сестры. Можно попробовать узнать, что можно сделать для ребенка, который остался в учреждении, чтобы семья у него все же появилась. Так бывает, что общающиеся между собой приемные семьи находят внутри своего сообщества тех, у кого есть возможность принять ребенка. *** Если у ребенка есть старшие братья и сестры, у которых жизнь уже сложилась и она по разным причинам не выглядит безопасной (например, кто-то совершил правонарушение или страдает зависимостью), можно поговорить о причинах этих обстоятельств: об отсутствии опыта и поддержки, знаний об устройстве мира. Такие разговоры лучше строить в нейтральном ключе: не следует давать оценки – нужно сообщать только факт и упоминать, что «нас там не было, и мы не можем сказать точно, но предполагаем, что…». Иногда может возникнуть искушение использовать эту ситуацию в воспитательно-назидательных целях, например: «Будешь плохо учиться, закончишь свою жизнь так же, как брат» или «Хочешь жить так же?». К сожалению, такие высказывания воспитательной функции не выполняют, а скорее, наоборот, подчеркивают общность. И именно эта общность может в результате стать ценностью: «Я буду так же плохо учиться, как брат (сестра), чтобы быть ближе и быть похожим на него. Потому что ничего другого общего, подчеркивающего нашу связь, я не знаю». Если ребенок не знает о существовании братьев и сестер
|
=Материал опубликован 27.01.2018