Внимание! Данные материалы находятся в архивном разделе, учитывайте дату публикаций.
Тише едешь – дальше будешь? Как расшевелить ребенка-копушу
Разделы → Воспитание
© / Sabphoto / Shutterstock.com Пытаться заставить медлительного ребенка «пошевеливаться» при помощи криков, шлепков и угроз бессмысленно. От этого он становится еще более вялым. Что же делать? Типичный случайУ мамы Вити накопилась к нему масса претензий. Но главная сводилась к тому, что Витя похож на сонную муху. Энергичную женщину это очень раздражало. Однако раздражением можно добиться только обратного эффекта. Разнервничавшись, нерасторопный человек еще больше затормозится, а то и вовсе впадет в прострацию. Торможение – защитная реакция, широко распространенная в животном мире. Когда убежать от преследования невозможно, многие живые существа впадают в ступор и даже… засыпают. Для флегматичного, медлительного ребенка гнев мамы и ужас от того, что они куда-то опаздывают, вполне сопоставимы с такой грозной опасностью. Вяжем и лепимПрежде всего, нужно ослабить напор. Пытаться в корне переделать человека не стоит. Сил потратите уйму, а добьетесь только того, что у сына расшатаются нервы. Может кончиться и вовсе печально: ребенок от перенапряжения начнет заикаться или мочиться в постель. Не сравнивайте ребенка с собой, как делала Витина мама. Это вызовет только обоюдную досаду и разочарование. У медлительных детей часто бывает плохая моторика. Необходимо заниматься ее развитием. В этом вам помогут нейропсихологи и дефектологи. Полезно нанизывать на нитку бусы; складывать мозаику, лепить, вязать, вышивать… Если малыш будет от чего-либо отказываться, значит – ему трудно выполнить задание. Сделайте львиную долю сложного задания сами, побуждая ребенка хоть немножко помочь вам. Но при этом создавайте у него иллюзию, будто бы вы все делаете вместе. Постепенно поручайте ему все больший участок работы, неустанно его подбадривая. Позаботьтесь о том, чтобы одежда ребенка была максимально лишена пуговиц, завязок – всего того, с чем ему справляться трудновато. Не волнуйтесь, завязывать шнурки он все равно научится. Главное, чтобы, вспоминая детство, он не леденел, мысленно слыша ваши раздраженные окрики. Играем вместеМедлительного ребенка следует чаще вовлекать в подвижные игры. На первом этапе, пока он не освоил игру, ему лучше играть со взрослыми, которые должны создавать у него ощущение успешности. Для психологической подготовки к школе полезно развивать в игре навыки быстрых ответов. Например: «Что бывает красным (пушистым, железным…)?» Или: «Что растет в саду (лесу, огороде, тундре)?» Когда ваш ребенок уже не будет затрудняться с ответами, начните играть на время. Только не поднимайте планку слишком высоко, иначе малыш начнет проигрывать и откажется от игры. Овладев и этими премудростями, перейдите к новому этапу: теперь игра будет вестись с мячом. Нерасторопному ребенку придется совершать сразу два действия: отвечать и ловить мячик. Причем отвечать без подготовки. Эта игра хороша еще и тем, что кроме полезной психотренировки ребенок незаметно отрабатывает ответы на вопросы, которые ему могут задать при поступлении в школу. Прекрасно подходит для развития ловкости и координации действий и известная детская игра с мячом «Съедобное – несъедобное», когда, бросая мяч, вы называете предмет, а ребенок определяет, съедобный этот предмет или нет, и в зависимости от этого ловит мяч или пропускает. Можно играть «В слова» (следующее слово начинается с последней буквы предыдущего: мама – абрикос – сено – орел…). С ребятами 8–12 лет – «В города» (правила аналогичны). Идти следует от простого к сложному: сперва просто игра, затем игра с мячом, затем без мяча, но с какими-то дополнительными действиями типа хлопков, наклонов… Режим дняПоскольку копуша тратит много моральных и физических сил на действия, которые расторопным людям даются без труда, им надо чаще давать отдохнуть. Не нагружайте медлительного ребенка дополнительными занятиями. Не ориентируйтесь на его сверстников. У них другой темперамент, другая степень выносливости. Если вы куда-то вместе собираетесь, начинайте сборы заранее. Не требуйте, чтобы ребенок обязательно одевался сам. Медлительным бывает очень тяжело собираться по утрам. Сонные, невыспавшиеся, они не хотят идти в сад или в школу, отнимающие у них столько сил. В эти минуты им особенно нужна поддержка близких. Он у нас обстоятельный!Если родные учитывают особенности медлительного ребенка, он постепенно адаптируется к жизни. Старайтесь видеть в его особенностях и положительные стороны. Внушайте и ему и себе, что он не медлительный, а обстоятельный. Семь раз отмерит, один – отрежет. Торопыжки же спешат, и многое у них получается тяп-ляп. Почаще иллюстрируйте поговорку «поспешишь – людей насмешишь» наглядными примерами, но при этом тактично помогайте малышу. И скоро вы убедитесь, что, когда тише едешь, действительно будешь дальше. Личное мнениеНиколай Демидов: – Кричать на ребенка-копушу точно не стоит. Нужно в игровой и немного соревновательной форме приучать его к более быстрому темпу. Например, когда вы куда-нибудь будете собираться, предложите ему поиграть в игру «Кто быстрее соберется». Татьяна Шишова
|
=Материал опубликован 30.11.2017