Внимание! Данные материалы находятся в архивном разделе, учитывайте дату публикаций.
Победа и поражение: учимся проигрывать и побеждать
Разделы → Психология → Воспитание
В жизни каждый сталкивается и с победой, и с поражением, и чрезвычайно важно уметь переживать связанные с ними чувства достойно. Как же научить ребенка проигрывать?Не поддавайтесь в играх. Зачастую родители играют в поддавки, полагая, что так ребенку будет радостнее, а им – спокойнее. Однако малыш, привыкший постоянно побеждать, рано или поздно столкнется с ситуациями, в которых сверстники могут оказаться сильнее или удачливее. Боль от поражения будет куда острее и болезненнее. Поддаваться в играх целесообразно в раннем детстве, когда ребенок только начинает осваивать игровую деятельность, и необходимо делать это порционно, постепенно приучая ребенка к разным исходам игры, чтобы он почувствовал себя в роли и победителя, и побежденного. В случае проигрыша родители должны указать и на ошибки, и на роль везения, найдя, за что похвалить. Находите положительные моменты, за которые можно похвалить. Не стоит акцентировать внимание на победе. Покажите ребенку, что сделано хорошо, например: «Да, сегодня ты не занял первое место, однако ты прекрасно выступил»; «Твоя команда не выиграла, однако вы очень слаженно работали в тандеме – продолжайте в том же духе, и вы обязательно одержите победу!» и т. д. Анализируйте вместе с ребенком любой результат: какие его действия способствовали тому или иному исходу. Не стоит перекладывать ответственность на других участников состязания, необъективных судей, списывать всё на нечестную игру или погодные условия и так далее. Это не поможет ребенку улучшить свои результаты и осознать важность приложенных усилий. Поэтому вместо «Это они все плохие, а ты хороший – в этот раз просто не повезло» отметьте, что привело к данному исходу событий. Например: «Сегодня ты был не очень собран, поэтому сконцентрироваться не удалось» или «Когда ты разозлился, ты перестал справляться с эмоциями, и это отразилось на результатах игры». Затем спросите: «Как думаешь, что надо сделать в следующий раз, чтобы улучшить результат?» Оставьте ребенку право испытывать разные эмоции – как позитивные, так и негативные. Не стоит бороться с грустью, разочарованием, обидой, злостью – лучше помогите ребенку правильно выразить данные эмоции. Это принесет гораздо больше пользы, нежели попытка «прекратить страдания малыша». Не стоит сдерживать слезы, если хочется плакать, а агрессию и злость помогите направить в спокойное русло – спорт, арт-терапию или игрушки-антистресс. Сравнивайте успехи ребенка сегодня только с его собственными успехами вчера. Совершенно бесполезно ставить в пример других детей или опыт родителей в этом же возрасте. Обратите внимание на то, что нового ребенок приобрел в процессе этого опыта: «В прошлый раз ты сделал десять ошибок, а сегодня всего пять! Это значит, что ты показал результат в два раза лучший, чем тот, который был!» Приведите пример, что спортсмены стремятся не столько к победе над соперниками, сколько к улучшению личного результата. Конкретизируйте похвалу. Хвалить ребенка следует как можно конкретней, чтобы с детства у него формировалась адекватная самооценка и понимание своих сильных сторон. Не «Ты просто умничка, настоящий отличник!», а «Посмотри, как нестандартно ты подошел к этой задаче – я очень тобой горжусь!». Отмечая конкретные достижения и достоинства, вы учите ребенка извлекать плюсы даже из поражения, а также более объективно относиться к собственным силам. Как сформировать правильное отношение к победеНаравне с умением проигрывать важно и умение выигрывать. Вкус победы сладок, однако стоит сохранять самокритичность и трезвую оценку своих возможностей, чтобы избежать «ловушек победителя». Поэтому, вместо того чтобы просто хвалить ребенка-победителя, спросите, что он сделал для того, чтобы одержать победу. Помогите сформировать осознание, что победа – это не единственная мера успеха, а успех измеряется количеством приложенных усилий и улучшением своих результатов. Если вы чувствуете, что в любой деятельности ребенок ориентирован только на результат – победу, какой-либо приз, оценку, постарайтесь переформулировать отношение в ориентацию на процесс. Научите ребенка получать удовольствие от процесса деятельности независимо от возможного итога. В совместных занятиях используйте игры с непредсказуемыми итогами, где результат зависить от воли случая, а победить может любой участник. Таким образом ребенку будет легче научиться получать удовольствие от самого процесса деятельности. Расскажите ребенку, что победа – это лишь следствие большей или меньшей подготовленности, а в ряде случаев – дело везения. Поэтому постоянная работа над собой и своими умениями – путь к достижению высоких результатов. Но главное – любите и поддерживайте ребенка и в победе, и в проигрыше. Самое ценное, что вы можете дать, – это забота и любовь, которую ребенок заслуживает независимо от его побед и поражений. Виктория Вострецова
|
=Материал опубликован 08.11.2017