Другая вселенная

Краснодар • Разделы    → Здоровье
Фото Юрия ХОДЗИЦКОГО

Иногда, чтобы понять своего ребенка, «не такого, как все», родителям нужна помощь специалистов.

С чистого листа

Когда в семье рождается особый ребенок, непохожий на остальных детей, родителям, да и остальным родственникам, порой непросто принять его. И даже любить иногда сложно. Ведь он требует к себе 100-процентного внимания, заботы и ласки. Но в ответ вряд ли скажет что-то такое же ласковое, теплое, обнимет и поцелует по-детски неумело. Потому что он другой – аутист.

Для подавляющего числа взрослых, чьим детям поставили этот диагноз, поначалу он казался приговором. Потому что это означает, что малыш только внешне живет с мамой и папой, а на самом деле – в своем, закрытом для всех мире. У него нет потребности общаться с людьми, делиться чем-то с близкими, заводить друзей. И какое его в таком случае ждет будущее? И все-таки такой малыш, как и любой другой ребенок, нуждается в любви и ласке. Его лишь надо научить общаться с окружающим миром. Как и родителей – любить и правильно заботиться о нем.

На Кубани есть несколько специализированных центров, где опытные врачи и педагоги помогают маленьким аутистам становиться частью общества. Один из самых известных и пользующихся бесспорным авторитетом у родителей «особят» – краснодарский детский сад комбинированного вида № 214.

Для малышей, имеющих статус детей-инвалидов и диагноз «аутизм», здесь работают сразу 10 групп. В каждой пять – семь человек. Здесь каждому ребенку нужен индивидуальный подход, проводится долгая, кропотливая и часто дающая благоприятные результаты работа.

– Когда к нам впервые приводят таких детей, большинство из них не хотят ни заниматься, ни даже слушать пока еще чужих для них взрослых, – рассказывает учитель-логопед детского сада № 214 Ольга Негодина. – Они кричат, кидают все на пол, дерутся. Но через несколько занятий с опытными педагогами дети меняются: начинают общаться с воспитателями, отвечают на вопросы, читают и считают. Аутисты – словно люди с другой планеты. У них нарушения коммуникации, речевые проблемы, плюс нередки поведенческие особенности. Наша задача как педагогов – помочь им раскрыться, проявить потенциальные возможности, снизить степень тяжести патологии (прежде всего связанной именно с коммуникацией).

В стенах детсада также проводится активная работа с родителями. Ведь им тоже тяжело. Нередко мужчины оставляют жен и своего больного ребенка, не в силах принять ситуацию. Тогда вся тяжесть проблемы ложится на плечи женщины. Но даже если семья не рушится, маме и папе трудно бывает принять собственного сына или дочь. Положительной динамике развития ребенка мешают навязанные обществом стереотипы, ложная информация и абсолютное непонимание того, что же все-таки с ним можно и нужно делать.

По словам опытных педагогов, первое, что надо сделать родителям аутистов, – принять ситуацию такой, какая она есть, осознать, что хотя их ребенок и не такой, как все, но жизнь продолжается. Все еще может измениться. Упрямый малыш, который отказывается даже говорить «дай» или «привет» своим родным, спустя несколько лет может закончить школу с золотой медалью. И это не из области фантастики!

«Это наш ребенок!»

В начале сентября в детском саду № 214 произошло замечательное событие: в гости к ставшим родными и любимыми воспитателям пришли бабушка с 17-летним внуком Колей (имя изменено). Они рассказали, что в этом году парень окончил обычную школу с золотой медалью. Его приглашали к себе учиться лучшие вузы не только Краснодарского края, но и России. В том числе Московский государственный технический университет им. Н. Баумана. И все это несмотря на диагноз «аутизм».

Упрямый малыш, который отказывается даже говорить «дай» или «привет» своим родным, спустя несколько лет может закончить школу с золотой медалью.

Конечно, тяжелая болезнь никуда не делась, но парень научился жить с ним, достигать новых высот в образовании. Есть у него и друзья. Достичь таких успехов в развитии удалось во многом благодаря долгой и кропотливой работе педагогов садика. А еще твердой уверенности родителей и остальных родственников в том, что все у их мальчика будет хорошо. Много лет назад, услышав про успешные примеры развития детей-аутистов, воспитывающихся в детском саду № 214 в Краснодаре, семья приняла решение переехать сюда из Нальчика. Потому что в то время в их городе необходимых ребенку специалистов не было.

– Я помню, каким Коля пришел к нам в группу «Особый ребенок» впервые: шестилетним упрямым малышом. Он совсем не говорил, не шел на контакт, не хотел слушать никого и тем более заниматься. Не соглашался даже немного посидеть за столом, кричал, – вспоминает Ольга Негодина. – Родители мальчика много работали, поэтому его воспитанием всецело занималась бабушка. Она водила его в садик, помогала педагогам и учила хоть немного быть самостоятельным. Так, совместными усилиями Колю удалось научить говорить. Постепенно он стал идти на контакт с окружающими. Это была наша общая большая победа.

Сегодня Николай является студентом 1-го курса физико-технического факультета Кубанского государственного университета. И кто знает, куда приведут его уникальные способности лет через десять.

– Это наш ребенок, практически родной. И весь коллектив очень гордится успехами Коли. Впрочем, как и каждым из воспитанников детского сада, – говорит заведующая детским садом № 214 Зара Цику.

Все будет хорошо

Как подчеркивают педагоги, такой прогресс стал возможен во многом благодаря тому, что им во всем помогали родные парня. Работа была совместной и не прекращалась ни на один день. Помогло и медикаментозное лечение, рекомендованное врачами. Но, к сожалению, необходимость применения лекарств понимают не все родители детей-аутистов. Некоторые выступают против этого метода по причине большой нагрузки на печень.

А вот Наталья Хомерики, мама пятилетнего Романа, который является одним из воспитанников группы «Особый ребенок», на этот счет такого мнения: врачи и педагоги плохого не посоветуют. А потому доверяет им и выполняет все полученные инструкции по развитию сына.

– Мы не так давно ходим в это детский сад – около полугода. Но я вам скажу, что о таком прогрессе, который произошел за это время, я и мечтать не могла, – признается она.

Хвалит мальчика и учитель-логопед Ольга Негодина. Она каждый день занимается с Ромой, учит простым для обычных людей, но таким сложных для аутистов действиям. Например, что просить о чем-то надо, сжимая и разжимая ладошку. Сам ребенок этого не умеет, поэтому педагог многократно повторяет действие, управляя его ладошкой. Малышу это может поначалу не нравиться, он будет пытаться вырвать руку, но спустя время обязательно начнет делать нужный жест сам.
А еще надо научить Рому говорить слово «дай». Первое время он «выдавал» типичное для детей с его диагнозом поведение: кричал, швырял вещи и книги на пол. Но постепенно, шаг за шагом, между ним и педагогом появилась ниточка доверия. Сегодня это уже прочный канат: мальчик узнает Ольгу Николаевну, пусть и не всегда, но часто спокойно сидит во время занятий, выполняет задания.

Каждая его маленькая победа – это повод для большой радости его мамы (пока она присутствует на каждом занятии) и педагога.

– Рома, ты большой молодец! Ты так много сделал! – не устает громко хвалить ученика Ольга Негодина. И в его глазках загораются огоньки счастья.

Не жалеет ласковых и одобряющих слов и мама Наталья. Мальчик с удовольствием принимает поздравления от взрослых, которые уже входят в его ближний круг.

– Я бы всем родителям детей-аутистов посоветовала не пренебрегать рекомендациями специалистов. Потому что у них есть опыт, наработки и знания. Надо им доверять, и тогда точно все получится, – говорит мама мальчика. – Даже несмотря на то, что никто не дает в отношении Ромы никаких прогнозов, я уверена, что все у нас будет хорошо.

Ценный опыт

Педагогический опыт учителя-логопеда Ольги Негодиной насчитывает почти 30 лет. И все это время она работает с особенными детками, у которых есть проблемы с речевым развитием. Как она сама признается, ей это по-настоящему интересно.

– Я хочу помогать семьям, воспитывающим таких детей. И я это делаю с 1988 года, когда окончила Московский государственный педагогический институт имени Ленина, дефектологический факультет, отделение логопедии. Поначалу, правда, было сложновато из-за отсутствия необходимого опыта работы с особенными детками. Приходилось постоянно учиться, читать новую литературу, общаться с коллегами. Делала максимум возможного ради получения хорошего результата, – признается Ольга Николаевна.

При этом педагог не отрицает, что не всегда удается «разговорить» ребенка-аутиста. Многое зависит от индивидуальных особенностей его здоровья, степени сохранности интеллекта. И все-таки научить выражать свои просьбы словами, самостоятельно себя обслуживать в быту, социализировать ребенка-аутиста можно и нужно. Победой может стать любое новое действие, слово или эмоция.

– Я очень рада слышать от родителей наших детей об их прогрессе в развитии. Кто-то сказал первое осмысленное слово, другой впервые в жизни увидел на улице цветок. Представляете, он заметил что-то новое! Значит, мир ребенка стал шире, объемнее, ярче. А еще был один малыш, который вдруг стал узнавать меня не только здесь, в садике, но и за его пределами – на улице. И это тоже большое достижение, к которому он шел не один день или даже неделю. Вот это и есть настоящий праздник для родных малышей аутистов, – объясняет педагог.

В детском саду № 214 всего работает 53 педагога, около 20 из них – с детьми-инвалидами. И все – настоящие профессионалы: с большим опытом, наработками в решении тех или иных проблем. В учреждении налажена система сопровождения молодых специалистов более опытными.

– Не все педагоги могут работать с детьми-инвалидами, имеющими диагнозы «аутизм», ЗПР (задержка психического развития), ЗРР (задержка речевого развития). Но если такое желание есть, мы стараемся всячески помочь: освоить новые методики, найти подход к каждому ребенку, имеющему особенности развития, – говорит заведующая детским садом Зара Цику. – Этот педколлектив мы формировали очень долго, и за каждого воспитателя или учителя я могу ручаться.

Наработки краснодарских специалистов востребованы далеко за пределами края. Зара Цику и Ольга Негодова входят в состав группы педагогов, которые в настоящий момент составляют программу для работы с детьми-аутистами. Увы, но до сих пор такого документа, дающего четкие рекомендации или даже инструкции, как обучать этих малышей, нет. Работа с детьми, как и 30 лет назад, строится по принципу: попробуй так, не получится – примени другой метод.

Обычное счастье

Ежегодно из группы «Особый ребенок» выпускается порядка десяти детей-инвалидов. В основном все они идут в коррекционную школу (где программа адаптирована для таких учеников). Но есть и «звездочки», способные учиться и в обычном общеобразовательном учреждении. И даже математическом лицее. Сегодня у всех детей есть возможность получить образование и стать полноценным членом общества. Другое дело, что не все предприятия готовы и могут предоставить рабочие места для инвалидов. Все-таки особенности в развитии и восприятии окружающей действительности у таких особенных людей остаются на всю жизнь.

И в этом деле уже повзрослевшим «своим» детям могут помочь в детском саду № 214. Несколько лет назад здесь трудоустроили одного из «своих» «особят» – Лешу Володина. Здесь он учился говорить, понимать, слышать, одеваться и читать. Отсюда ушел в школу. А сегодня работает дворником.

Своей добротой, честностью и ответственностью парень покорил сердца не только сотрудников детсада, но и родителей малышей. На его участке всегда чистота и порядок. В этом «особенному» дворнику помогает его диагноз – аутизм. Ведь у него все должно быть не просто хорошо, а идеально.

– Мы все очень любим Лешу. И хотя он – как большой ребенок, коллектив ценит его за легкий характер, ответственный подход к любому делу и невероятное жизнелюбие, – говорит заведующая детсадом.

Конечно, так везет с трудоустройством не всем повзрослевшим воспитанникам группы «Особый ребенок». Но все-таки шанс стать востребованным обществом работником есть у каждого. И во многом благодаря педагогам их родного детского сада № 214.

Людмила Малютина

Кубанские Новости,

=Материал опубликован 18.09.2017