Внимание! Данные материалы находятся в архивном разделе, учитывайте дату публикаций.
Понимает, но не говорит. Когда родителям нужно обратиться к логопеду
Ребенка надо показывать логопеду в 3, 5, 6 и 7 лет. © / Александр Фирсов / АиФ Речевых патологий стало больше. Не секрет, что практически в каждом детском саду есть логопедические группы. И количество детей с различными речевыми отклонениями, которые занимаются в этих группах, не уменьшается. По мнению специалистов-логопедов, если вовремя не обратить внимание на речевые проблемы, то они могут стать необратимыми и исказить развитие личности ребенка. От двух до пятиДостаточно часто приходится слышать, как родители говорят про своего маленького ребенка: «Все понимает, но не говорит». Обычно так говорят про детей, которые в общении используют мимику, жесты, так называемые лепетные слова (слова, состоящие из одинаковых слогов – баба, ляля). И если такое речевое поведение характерно для детей первого года жизни, то в 2-3-летнем возрасте такая ситуация – повод для беспокойства. «Если у ребенка с рождения диагностируется патология, связанная с нарушениями центральной нервной системы, то развитие у него речевых навыков специалист должен наблюдать с самого раннего возраста, – говорит логопед детской поликлиники ГБУЗ «Челябинская областная клиническая больница № 2» Наталья Тышкевич. – В этих случаях логопед определит характер и глубину речевых проблем, будет корректировать речевое развитие, даст рекомендации родителям». Обратите внимание: в период с 1,5 до 3 лет у ребенка активно формируется словарный запас, появляются двусоставные предложения, он проговаривает свои действия, когда играет. Важно, чтобы логопед осмотрел ребенка перед тем, как он пойдет в детский сад. Логопед может диагностировать проблемы и, возможно, выяснится, что ребенку нужно идти не в обычный, а в логопедический садик. Родителям не стоит надеяться на то, что в обычном садике с «говорящими» детьми их ребенок научится правильно говорить, и проблема решится сама собой. Наоборот, именно регулярные занятия со специалистами сформируют у ребенка речевые навыки, необходимые для дальнейшего гармоничного развития. Особенно эффективна коррекционная помощь в возрасте от 2,5 до 5 лет: в это время идет активное становление речевых функций. В результате можно добиться полной компенсации речевого недоразвития еще до поступления ребенка в школу. Заикание и компьютер«Сейчас патологии в речевом развитии у детей наблюдаются гораздо чаще, чем 10-15 лет назад, – говорит Наталья Петровна. – На мой взгляд, это связано с тем, что родители меньше уделяют внимания коммуникации, общению с ребенком. Например, достаточно часто обращаются с таким нарушением, как заикание. Когда пытаешься понять, в чем причина заикания, то выясняется, что дома маленький ребенок проводит много времени у телевизора или за компьютером. Визуальная и информационная нагрузка в этом случае настолько велика, что ребенок с его неустойчивой психикой ее не выдерживает. Почему появляется заикание? Речевая функция еще хрупкая, она не сформирована, и, следовательно, деформация психики приводит к деформации речи». Как ни банально это прозвучит, но для нормального речевого развития детей родители должны с ними как можно больше общаться, причем с младенческого возраста. Общение, совместные игры, чтение вслух – все это развивает речевые навыки, формирует «чистое» произношение звуков. ВажноПризнаки благополучного развития речи у ребенка:
Признаки неблагополучного развития речи у ребенка:
Инна Панкова
|
=Материал опубликован 11.09.2017