Внимание! Данные материалы находятся в архивном разделе, учитывайте дату публикаций.
Дети не хотят идти в школу. Мифы о раннем развитии убивают любопытство и интерес к знаниям
Разделы → Психология
Всероссийское исследование показало, что больше 90 процентов детей не хотят идти в школу. Казалось бы, родители делают все, чтобы развивать ребенка как можно раньше, заинтересовать их учебой. Многие при этом ссылаются на книгу "После трех уже поздно", которую написал японский журналист Масару Ибука. Главный ее тезис таков: после трех лет поздно учить ребенка чему-то, потому что его мозг уже сформировался. Но с точки зрения науки о мозге человека - это миф. Мозг человека развивается всю жизнь. Функциональные возможности мозга в дошкольном детстве с каждым годом только расширяются. Заниматься с ребенком никогда не поздно. Но живучий миф дает возможность многим дельцам, далеким от науки, предлагать родителям различные методики типа: "читать раньше, чем ходить", "научиться писать в ползунках" и т.п. В 70-е годы прошлого века в нескольких американских штатах по решению губернаторов каждой семье с новорожденным ребенком выдавали диск с классической музыкой. Эти люди поверили в миф об "эффекте Моцарта". Якобы грудной ребенок должен слушать классическую музыку - и тогда он вырастет интеллектуально развитым. В действительности, на младенцах никогда не проводились исследования, доказывающие, что именно классическая музыка благотворно повлияла на их учебу в школе или в университете. Базой для утверждения об "эффекте Моцарта" послужило исследование среди студентов колледжа. Родители должны понимать главное - все дети развиваются в разном темпе. Важно одно - чтобы в развитии ребенка не было регресса. Например, малыш уже начал говорить, потом заболел или пошел в детсад или ушла няня - и он замолкает. Вот это должно вызвать тревогу: необходимо выяснить, что произошло. Но родители чаще начинают волноваться по другому поводу: "Он у нас все буквы знает, но не хочет читать!" Почти 40 лет я занимаюсь изучением физиологических механизмов формирования письма и чтения. Поэтому могу сказать, что составление слова из букв - сложнейший когнитивный акт. Чтобы начать успешное обучение чтению и письму, у ребенка должны сформироваться: внимание, восприятие, память, мышление, моторика, звуковой анализ слова, речь. Все эти процессы достигают уровня, на котором возможно обучение, у кого-то к 4-5 годам, а у кого-то - к 6-7. И когда такого ребенка заставляют читать в 3 - 4 года, он просто функционально не готов, не может освоить чтение. Когда он будет готов, он будет читать даже тогда, когда вы ему будете это запрещать. Потому что буквы и слова - вокруг него. Пока ваш ребенок не научился правильно держать ручку и правильно сидеть - нельзя начинать писать. Если вы даете ему ручку для письма в четыре года, он ее иначе, чем в щепоть, не возьмет. Он иначе не умеет ее держать! Карандаши ребенку дают и в 2 года, но карандаш держат иначе. Чем раньше вы попытаетесь научить его писать, тем более неправильным будет его способ держать ручку. Поэтому мы не советуем родителям начинать подготовку к письму раньше 5 лет. К этому времени определяется, какая рука у ребенка ведущая - правая или левая. До 4 с половиной лет он может владеть обеими и одинаково хорошо, и одинаково плохо. Но даже к 5 годам ребенок может правильно взять ручку не более чем на 5 минут. Главное - не требовать от него того, что он по своему возрасту и развитию еще не способен делать. Но значит ли это, что ребенка не надо готовить к школе? Ничего подобного. Семейная подготовка к школе помогает ребенку избежать стрессов при обучении в первом классе. К 6-7 годам ребенок должен уметь не читать и писать, а хорошо говорить, общаться, освоить разные движения, проявлять живой интерес к окружающему миру и к людям. А также - совладать со своими эмоциями. Для этого ему необходимо знать, какие именно чувства он испытывает: радость, восторг, удивление, страх, злость. Надо научить его распознавать эти эмоции. К сожалению, современные дети этого не умеют. Это выяснилось в результате массового исследования 60 тысяч детей в 15 регионах России, проведенного два года назад нашим институтом. До сих пор у нас в стране не было таких крупных исследований среди дошкольников. Сегодня мы продолжаем обрабатывать его результаты. Мы, например, обнаружили, что дети 6-7 лет имеют смутные представления о радости. Они не могли вспомнить и объяснить, в каких случаях они радуются. Еще хуже они представляют себе удивление. Они вообще не различают такую эмоцию. Спрашиваешь такого ребенка: что ты почувствуешь, если вдруг на улице появится... слон? Следует вялый ответ: пусть появится, ну и что? Эмоция, которую современные дети лучше всего дифференцируют в шесть-семь лет, - это страх и злость. Это итог их дошкольного детства. Они боятся новых ситуаций, новых людей, вообще взрослых. Ребенок не должен бояться взрослого, если у них правильно выстроены отношения. Но к сожалению, сегодня родители мало общаются с детьми. Например, они часто сталкиваются с тем, что ребенок кричит. А он просто не знает, что можно решать свои проблемы иначе, если дома на него всегда кричат. Мало того, что родители зачастую грубы и несдержанны, они еще отличаются и неустойчивостью требований. Если у мамы хорошее настроение - она позволяет одно, на следующий день настроение плохое - и она ругает за то же самое. Эта ситуация "сегодня к сердцу прижму, завтра к черту пошлю" - расшатывает нервную систему ребенка. У него должны быть понятные границы возможного и разрешенного, даже если он - как правило, с трехлетнего возраста - пытается их нарушить. И еще: современные дети боятся собственных ошибок. Взрослые предъявляют к ним завышенные требования и очень недовольны, когда у ребенка что-то не получается. Страх ошибиться, страх неудачи убивает в детях мотивацию к учебе. Он формирует так называемую "обученную беспомощность". Иногда мы можем видеть ребенка, рыдающего из-за своей ошибки. А вместе с ним - его рыдающую маму. Такой ребенок будет бояться огорчить маму, не захочет расстраиваться сам, и когда ему будут предлагать сделать что-то новое, он, скорее всего, возразит: "У меня не получится". А потом мы удивляемся тому, что ребенок, которому не исполнилось трех лет, часами не отрывается от экрана планшета, а 90 процентов дошкольников не хотят идти в школу... Марьяна Безруких (возрастной физиологии Российской академии образования, академик РАО)
|
=Материал опубликован 12.04.2017