Резонансное дело

Сургут • Разделы    → Подростки
Фото Александра АНДРИЕНКО

Неделю назад из интернет-источников стало известно, что мама одного из воспитанников специальной учебно-воспитательной школы №2 (учреждение закрытого типа) обратилась в компетентные органы с заявлением: сын подвергся жестокому обращению со стороны другого воспитанника спецшколы. В интернете появились кадры ошпаренных кипятком ног: по словам заявительницы, парень, вымогая деньги у сверстника, держал его под струей горячей воды, а также подвергал побоям. Затем появилось сообщение о насилии над девочкой в этой же школе. Началось расследование, проверки. На брифинге, состоявшемся 1 февраля, данную ситуацию прокомментировали директор школы Андрей СЕНИН и представители прокуратуры и следственного комитета.

Следствие идет, дети продолжают учиться

Как сообщили представители правоохранительных органов, сразу после заявления следователи побывали в школе, опросив всех воспитанников, в тот же день было проведено медицинское освидетельствование. Проверка, начавшаяся 23 января, продолжается, конкретные результаты будут сообщены по ее завершении.

– Пока проверка не завершена, сообщить о результатах не представляется возможным, – комментирует Сергей Литвинцев, заместитель прокурора города Сургута.

– По поступившему заявлению матери одного из воспитанников проверяем факты причинения данному воспитаннику телесных повреждений и вымогательства у него денежных средств. Проводится проверка в отношении должностных лиц учреждения. Другая информация, размещенная в интернете, также проверяется. По результатам будет принято процессуальное решение о возбуждении уголовного дела либо об отказе в этом, – говорит руководитель следственного отдела по г. Сургуту следственного управления Следственного комитета РФ ХМАО – Югры Антон Квасницкий.

Директор специальной учебно-воспитательной школы №2 Андрей Сенин сообщил, что на днях четыре сотрудника службы режима и один преподаватель написали заявления об уходе по собственному желанию, хотя нареканий к их работе у руководителя не было. В учреждении предъявляются высокие требования к сотрудникам, от них требуются высшее образование, физическая подготовка, высокие морально-волевые качества и даже умение аргументированно разговаривать с воспитанниками. При приеме на работу обязательно прохождение психологических тестов.

– Массово пришлось расставаться с сотрудниками пару лет назад, когда были люди, не понимавшие специфику места, где они работают. Но иногда уход с работы бывает сложным. Одно из таких «расставаний», вероятно, и послужило поводом для интернет-выступления, хотя у этого человека было пять дисциплинарных взысканий до ухода. Сегодня, к сожалению, покидают школу не худшие кадры, – говорит Андрей Владимирович.

Как рассказал Андрей Сенин, дети в школе заняты 24 часа, выстроена целая система реабилитации. И пока идет следствие, школа продолжает учить и воспитывать. В воскресенье ребята под контролем взрослых выезжали на Каменный Мыс, кто изъявляет желание, может прыгнуть с парашютом. Дети параллельно с получением среднего образования учатся на поваров, автослесарей, плотников, сдают экзамены. Они участвуют в конкурсах, поют, готовят концерты на День матери, чтят память воинов-интернационалистов. Есть такие, кто пошел на воровство, потому что дома несколько дней нечего было есть. В дни свиданий не всегда о них помнят родные. Некоторых в период отпусков «забывают» забрать родители, находясь в постоянном алкогольном опьянении.

Спецшкола существует с 2001 года, за это время здесь побывали около двух сотен подростков. В данный момент в школе 26 подростков, из них пять девушек, в возрасте от 11 до 17 лет. Все они направлены туда по решению суда за совершение опасных для общества действий, и не одного двух, а нескольких. Самый большой класс – 5 человек, подход ко всем индивидуальный. Максимальный срок пребывания – 3 года. Судьбы ребят не безразличны сотрудникам школы, так что общение продолжается и после ухода воспитанников из школы. Им стараются показать, что существует и другая жизнь, достойная. За прошлый год в рецидив ушел только один человек. На фоне статистики по стране, результат неплохой.

«Что вы мне сделаете? Я малолетка!»

Количество преступлений, совершаемых детьми, в целом по стране велико. Подростки подчас совершают самые жестокие деяния: поджег мужчину за нежелание с ним разговаривать; заказал убийство родителей; в извращенной форме издевался над младшим школьником; одноклассники убили ровесника молотком и закопали на пустыре; ради смеха скинули с балкона автомобильное кресло и убили прохожего; раздели ровесницу догола и обливали ледяной водой… Жестокие избиения и издевательства снимаются на сотовые и выкладываются в интернет самими же малолетними преступниками.

При этом несовершеннолетним в России, даже за самые страшные преступления, практически не грозит серьезного наказания: убийцы и насильники, не достигшие 14 лет, нередко вообще освобождаются от ответственности, а родители получают штраф. В школах у нас, как правило, во всем виноваты взрослые. Одним из немногих действенных наказаний для несовершеннолетних является направление в спецшколу закрытого типа.

За рубежом, согласно последним веяниям ювенального международного законодательства, ребенком называется «человеческое существо, имеющее возраст до 21 года». И строго наказывать двадцатилетних «детей» за шалости (вроде изнасилований и убийств) ювенальной юстицией категорически не рекомендуется. С другой стороны, в некоторых странах возраст ответственности за деяния наступает гораздо раньше. Например, в Австралии и Англии – с 10 лет, в США более двух тысяч несовершеннолетних осуждены на пожизненное. Выносятся и смертные приговоры. У нас же подростки могут годами издеваться над выбранной жертвой, оставаясь безнаказанными. Они так и кричат в лицо взрослому: «Ну что вы мне сделаете? Да ничего, я малолетка!» Но безнаказанность за одно совершенное преступление порождает другое.

Откуда берется детская жестокость?

Приходит ли она с телеэкрана или из компьютерных игр? Можно ли уберечь от этого? Какова здесь роль семьи и школы? На все эти вопросы нет простых и исчерпывающих ответов. Известны примеры, когда пострадавшие, услышав в зале суда рассказ о жуткой судьбе ребенка-грабителя, сами просили обвинение смягчить ему наказание. Случались усыновления потерпевшими таких детей уже после вынесения приговора... Понятно, что с особым контингентом детей должны работать особенные взрослые. Но так же, как и их сверстники «на воле», эти дети хотят, чтобы их любили, равнодушия они не прощают. Не нужно быть психологом, чтобы понять это. Многие, наверное, смотрели художественный фильм «Пацаны», снятый киностудией «Ленфильм» в 1983 году. Начальник летнего спортивно-трудового лагеря для «трудных» подростков (его роль сыграл актер Валерий Приемыхов) задает пацанам, взятым им на поруки прямо из зала суда, состоящих на учете в милиции, вопросы: «Мог бы ты ударить человека?», «Что такое добро?» и другие.

Со времени съемок фильма прошло более трех десятков лет, поменялось общество, но неизменной осталась проблема, поднятая в киноленте: жестокость порождает жесткость, и только любовь и сострадание могут заставить оттаять сердца этих детей. Какими бы сложными ни были питомцы героя Валерия Приемыхова, он за них переживает, они ему не безразличны. И когда подростки встречают такого взрослого, то, даже совершив тяжкие преступления, они могут измениться.

Р.S. 2 февраля в отношении 17-летнего воспитанника спецшколы в Сургуте, которого подозревают в издевательствах над сверстниками, возбуждено уголовное дело. Ему предъявлено обвинение по статьям «Истязание с применением пытки, совершенное в отношении несовершеннолетнего» и «Вымогательство». Решением городского суда в этот же день он заключён под стражу.

Елена ЗАДОРОЖНАЯ
Фото Александра АНДРИЕНКО

СУРГУТСКИЕ ВЕДОМОСТИ
№4 (786)от 4 февраля 2017г

=Материал опубликован 04.02.2017