«Лисье» наследие. Кто вбил подросткам в голову, что смерть – это круто?

Сургут • Разделы    → ПодросткиПсихология
Автор фото: Александр Онопа

16 попыток самоубийства было зафиксировано правоохранительными органами в Сургуте в прошлом году, три из них были доведены до конца. Эта информация была озвучена на одном из последних заседаний комиссии по делам несовершеннолетних. Годом ранее свести счеты с жизнью пытались 18 человек, всех их удалось спасти. В 2014 году таких попыток было 11. Идет ли речь только о подростках, или это общая статистика по городу, в протоколе собрания не уточняется. Но в том, что среди них были школьники - сомневаться не приходится. Слишком модным в их среде стало умирать. Сегодня дети уходят из жизни, не имея проблем с родителями, в школе и несчастной любви. Для них самоубийство стало квестом. О новых правилах игры и том, как происходит подмена ценностей, - в материале «Сургутской трибуны».

Это наш с тобой секрет

Девушку зовут Полина Мирная (имя изменено). Она из Ростова-на-Дону. Полина ничем не отличается от тысяч других подростков, разместивших накануне на своих страничках во «ВКонтакте» вот такое зашифрованное послание: «Время на часах 4:20. Поговори со мной, прошу. Забери меня в тихий дом. Я потерян. Прошу, найди меня. Освободи меня от боли. Помоги мне найти мой путь. Мне нужен вечный рассвет. Дай мне номер». Человек несведущий ничего криминального в этом сообщении не увидит, насторожить его может разве что упрямство, с которым Полина вот уже несколько дней подряд дублирует это сообщение.

«Не играй, ЖИВИ. Вот инструкция свыше. Расскажи все мне, если другие не слышат. Ты человек, ты Божье создание, прошу, просто спи в 4:20. Утром проснись, обними маму, с проблемами борись, победишь, я точно знаю», - отвечает Полине под одним из сообщений ее однофамилица Милана.

Все это кажется вздором, юношеской белибердой, не представляющей никакой опасности ни Полине, ни Милане, ни еще тысячам подросткам, выучившим наизусть эти строки.

Они просыпались в 4.20 и не спали до шести, с кем-то переписывались. Потом как ни в чем не бывало шли в школу. Едва ли не ежедневно выполняли задания, только не домашние. Тех, кому удалось решить все задачки, было 15. Вовы, Саши, Маши, Коли - подростки из разных городов страны, в разное время опубликовавшие на своих страницах то же послание, что и Полина Мирная из Ростова.

- Ребята состояли в так называемых «группах смерти». В мое поле зрения такие сообщества попали чуть больше года назад. Они были закрытыми. В них состояли подростки не особо социализированные. Культом для них была Рина Паленкова из Уссурийска, которая перед тем, как броситься под поезд, выложила фото с железнодорожных путей и подписала его «ня. пока». В этих группах школьникам вбивали в голову, что быть, как Рина, которая не побоялась смерти, круто, что их жизни ничего не стоят. Там же культивировалась тема китов, которые выбрасываются на берег и, по сути, заканчивают свою жизнь самоубийством, и бабочек, которые летят на огонь и сгорают, - рассказывает сургутский общественник Вадим Булдаков, который долгое время занимается мониторингом «групп смерти».

Киты и бабочки. Вот так ненавязчиво в головы подростков вбивалась мысль, что смерть прекрасна. Вбивали ее администраторы групп. Они же давали ведомым школьникам те самые задания, которые выполняли мальчишки и девчонки, и присваивали им номера, но не телефонные.

цитата
«С каждым этапом квеста задачи становились все труднее и изощреннее. Что еще нужно подростку, только вчера переставшему быть ребенком? Игра! На все про все давалось
50 дней, а потом им назначали дату смерти»

- Позже это движение трансформировалось и превратилось в игру, квест. Ребята выкладывали у себя на страницах вот такие призывы, их находили модераторы групп, проверяли, присваивали номера, они становились безымянными, давали им задания - просили сделать фотографии порезов, ран, нарисовать китов. С каждым этапом задачи становились все труднее и изощреннее. Что еще нужно подростку, только вчера переставшему быть ребенком? Игра! На все про все давалось 50 дней, а потом им назначали дату смерти. В эти дни и совершались суициды. Кстати, время их общения было строго регламентировано - оно начиналось в 4.20, - поведал Вадим Булдаков.

Главным для всех был Филипп Лис, он же Филипп Будейкин. Администратор «групп смерти» был задержан в ноябре прошлого года. Обычный подросток из Подмосковья, который, по версии следствия, своими действиями подтолкнул к суициду 15 своих ровесников. Сколько их было на самом деле, следственному комитету пока установить не удалось.

Его задержание стало поводом для того, чтобы родители обратили внимание на то, чем занимаются их дети. Перепуганные и волнующиеся за своих сыновей и дочерей, они стали распространять информацию о таких сообществах повсюду. Их беспокойство сыграло с ними же злую шутку - о неконтролируемых сообществах узнали абсолютно все.

- Мы недавно с друзьями узнали об этом движении из интернета. Листали ленту новостей, увидели предупреждение. Нашли множество подростков, которые пробовали вступить в эту игру, и решили попробовать их отговорить, стали размещать на их страницах стихотворения с просьбами оставить эту затею и не просыпаться в 4.20 утра, - рассказывает «СТ» Александра Савельева из Пятигорска (имя изменено).

Как показывает практика…

Если раньше подросткам был нужен повод, чтобы покончить с собой, то теперь - нет. Поэтому особенно внимательными к своим детям должны быть все без исключения родители. Именно внимательными, а не надоедливыми - достаточно просто наблюдать за своими чадами.

- Родители должны насторожиться, если их дети крайне много времени проводят в интернете. Понятное дело, что без гаджетов сегодня никуда, но если подросток берет планшет с собой в ванную, туалет, держит его в руках во время еды, а в школу без него не ходит - это первый звоночек. Второй звоночек - постоянное недосыпание. Зачастую, дети не спят ночами или, как было в случае с группой смерти, встают по будильнику ранним утром. Да, родители устают на работе, их сон крепок, но проследить за тем, в какое время их сын или дочь бывают в соцсетях, - можно и нужно, - дает рекомендации медицинский психолог Сургутской психоневрологической больницы Ольга Шелюк.

Согласно проведенному «СТ» опросу, читать переписку своих детей и следить за их виртуальной жизнью готовы 78 человек из 150. Еще 63 сургутянина считают, что принятие соответствующего решения зависит от конкретной ситуации, и лишь 30 «уважают право своего чада на личную жизнь»

Важно знать, с кем общаются подростки. Насторожить должны незнакомые лица среди числа их друзей в социальных сетях. Чтение, как оказалось, тоже не всегда во благо. Старшему поколению не повредит изучать аннотации к литературе, которую в дом приносят или скачивают на свои гаджеты школьники - достаточно знать, о чем книги.

К сожалению, противоядия от «групп смерти» и подобных им пока нет. Родители должны работать на опережение - мониторить сообщества, в которых состоят подростки. Можно со своей страницы, а можно посредством доверительных разговоров с оказавшимся под угрозой ребенком. А вот читать тайком личные сообщения стоит только в том случае, если эффект от этой меры окажется сильнее побочного - в случае обнаружения ребенком «взлома» его доверие может быть потеряно раз и навсегда. Родители должны помнить, что в этой войне у них есть союзники. Все на том же заседании комиссии по делам несовершеннолетних было решено, что в нее включатся учителя, которые будут более внимательными к своим воспитанникам, и полицейские, которым предстоит работа под прикрытием в соцсетях.

Сургутская трибуна Мария Попова

Новости Югры - http://ugra-news.ru

=Материал опубликован 20.01.2017