Внимание! Данные материалы находятся в архивном разделе, учитывайте дату публикаций.
Как побороть хандру и нужно ли помогать ребенку делать уроки: интервью с тюменским психологом
Тюмень • Разделы → Школьники → Психология
Фото: Александра Марчук О том, как пережить хандру, как адаптировать ребенка к школе, с какими трудностями сталкиваются психологи, а также могут ли специалисты узнать все о человеке по его лицу и много других интересных фактов рассказала психолог и телесно-ориентированный терапевт Анна Левченко. Анна, расскажите, почему вы выбрали профессию психолога? - Мое становление, как психолога, не было простым. Что касается детства, то в этот период я мечтала быть то актрисой, то учителем , то врачом. В более осознанном возрасте, примерно в 16 лет, я выбирала между двумя профессиями: психолога и журналиста. Чем меня это привлекало? Во-первых, это – работа с людьми. Во-вторых, ты видишь результат этой работы и изменения в человеке. Еще на меня повлияло то, что были в моей жизни значимые люди, которые работали психологами. И после школы вы пошли учиться на психолога? - Нет. Я поступила на биофак в Ишиме. Проучилась там год, и поняла, что это – не мое. Поэтому после первого курса я все-таки поступила на психолога в ТюмГУ. Учиться мне было легко, и в какой-то момент стало скучно. Я решила, что надо что-то менять в своей жизни. После второго курса вышла замуж. Но брак мой сложился не очень удачно: я уже пять лет как в разводе. Тем не менее, после брака осталось двое замечательных детей – восьмилетний Костя и пятилетняя дочь Таня. Я успела доучиться, получила красный диплом. В тот момент для меня это было важно. Где вы работали после окончания университета? - У меня был опыт работы педагогом в одном из детсадов. Я была воспитателем на замене. Здесь столкнулась с системой образования, с ее несовершенством, с тем, как сложно работать с детьми, и даже талантливые люди могут страдать от своего выбора. Тем не менее, это был хороший опыт. Затем был опыт работы в центре социологии и работа в одном из психологических центров Тюмени. Там я уже работала, как тренер и как психолог. Что входило в ваши обязанности? - У меня был очень разнообразный спектр работы: надо было общаться с другими психологами, составлять и проверять программы тренингов, ломать голову, как их продвигать.
ПРО ДЕТСКУЮ АГРЕССИЮ- Когда работала с детьми, поняла, что иногда психолог может даже сделать хуже. Ведь любой синдром в психике ребенка – это защитный механизм, который он приобрёл в семье и несет его в общество. Ребенок не родился агрессивным, он таким стал. Иногда за счет агрессии он может выживать в этом мире. А когда мы работаем с этой агрессией и снимаем ее, то ребенок еще не научился иначе себя отстаивать и защищать. Бывает, что другой человек понимает только агрессию. Это, конечно – его проблемы и его окружения. Но нам приходится жить с таким человеком, если мы — ребенок и это наш родитель. Да, мы можем научить ребенка решать конфликты в школе. Но если речь про какие-то структурные изменения в характере, то для этого нужна работа со всей семьей. Как профессия влияет на вашу семью? - Конечно, дома я – мама, а не психолог. Да и психологу работать с близкими практически невозможно. Потому что там – другие отношения. Тем не менее, по моим детям видно, что это – дети психолога. К примеру, сын уважает мои границы, часто спрашивает, какие эмоции я сейчас испытываю, мне с ним легко договориться. Профессия также повлияла на родителей. Мама сейчас занимается воспитанием моей дочки, так как я постоянно работаю, чтобы обеспечить семью. И со временем она стала гораздо мягче относиться к детям, начала просить у меня книги, чтобы понять психологию ребенка. У нее изменилась структура речи, теперь она использует модули эмпатического слушания. Я даже поразилась и обрадовалась тому факту, что это произошло само собой. Не было, чтобы я говорила: делай вот так и вот так. Исходя из опыта вашего с мамой общения получается, что для того чтобы человек поменялся, надо меняться самому? - Безусловно! Так всегда. Я меняюсь, и меняется мое окружение.
ПРО КРИЗИС СЕМИ ЛЕТ У ДЕТЕЙ- Что касается детей, то я надеюсь, что мое образование и опыт положительно влияют на них. В наших отношениях с сыном был важный момент – он как раз пошел в первый класс. В этот момент смешалось несколько факторов: школа, кризис семи лет, я постоянно была на работе. И тут я встала перед выбором: либо я остаюсь вместе с ребенком, меняю свой образ жизни и переживаю этот период с ним, либо я усиливаю его кризис. Здесь сыграло то, что ребенок все-таки важнее. Поэтому я отказалась практически от всех вечерних мероприятий и была с сыном: мы гуляли, общались, делали уроки. Был момент, когда я раздражалась из-за того, что он не такой, как мне хотелось бы и может замешкаться, опоздать. Переломным моментом послужило то, что я приняла его таким, как он есть – не только черты, которые меня всегда в нем удивляли и радовали, а его целиком. И мне сразу стало самой легче. И ему тоже. И успехи его я начала принимать гораздо ярче. Какие возникают трудности в связи с вашей профессией? - У меня есть очень хороший товарищ. И я вижу, как он страдает, как ему тяжело от того, что он постоянно находится в стрессовой ситуации на работе. Я понимаю, для чего он этого делает и чего хочет добиться. Но и осознаю, какие могут быть проблемы со здоровьем. И они уже есть. Но я ничего не могу в этой ситуации сделать. Потому что он сам не хочет идти к психологу. На данный момент это одна из самых ярких трудностей, связанных с профессией. Правда ли, что психолог может понять человека с первого взгляда, с первого разговора? - Я не могу сразу все определить и считать с человека, как рентген. Но у меня складывается мнение о нем из того, что я чувствую, ощущаю, вижу. А вообще есть психологи, которые могут читать по лицу и сказать, насколько человек креативен, насколько у него развиты аналитические способности, насколько он агрессивный либо наивный. Какие самые распространённые методы есть в психологии и какие используете вы? - Сейчас в нашем городе очень распространен гештальт-подход. Его суть – в понимании важности момента здесь и сейчас. Важно, чтобы клиент встретился со своими чувствами и страхами. Это делают через вербальный контакт. Популярны арт-терапия и двигательная терапия. Я же практикую телесно-ориентированную терапию. Это работа с психикой через тело человека. Работа эта очень разная: от легких прикосновений до щипков, иногда – доведение человека до рвотного рефлекса, чтобы снять раздражение в органах ЖКТ. Я миксую их: в зависимости от того, что человеку нужно.
ПРО ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИПравда, что все болезни – из-за стресса? - Я с этим согласна. Есть много психосоматических заболеваний, с которыми я работаю. Ведь если мы обращаемся только к врачу и излечиваем симптом, но не лечим весь организм и личность в целом, то потом эта болячка может вылезти в другом месте. Какие самые распространённые психосоматические болезни? - Это заболевания кожи, ЖКТ, опорно-двигательного аппарата, астма, сердечно-сосудистые. К примеру, когда у человека псориаз, это одно из следствий, что он себя настолько не любит, что готов буквально кожу с себя снять. Опасно ли держать эмоции в себе? - Опасно их подавлять. В идеале человек может сдержать свои эмоции, если чувствует, что ему в целом комфортно и он их осознает. Может их и проявить, если позволяет ситуация. Как правило, если человек регулярно позволяет себе проявлять печаль, радость (к сожалению, и на радость есть запрет в некоторых семьях), то ему легче справляться с эмоциями, бурного реагирования у него не будет или очень редко (в случае утраты близкого, например). У вас есть самый необычный и самый запоминающийся пациент? - Тюмень – очень маленький город, чтобы рассказывать истории. Но есть люди, которых я помню особенно. Могу сказать, что меня очень радует и это сразу чувствуется, когда приходит человек, у которого есть опыт работы с психологом (когда человек умеет с собой работать, у него лучше развито осознавание и он готов брать ответственность за свою жизнь). В работе с людьми бывает, как в цитате из соцсети: «Одному дашь кусок хлеба, и он всю жизнь помнить будет. Другому – жизнь отдашь, но он не вспомнит». Кстати, если так случается в жизни, надо задуматься, просили ли тебя отдавать жизнь за другого. Возможно, ему хватило бы куска хлеба? Вам приходится выслушивать человеческие проблемы, переживать их. На сколько это сложно? - Если у меня случается какое-то затруднение в работе, то я обращаюсь за помощью к коллегам либо к своему психологу. Получается, что психологу нужен психолог? - Всем нужен психолог. А психологу – тем более. Ты сталкиваешься с другими людьми, с другими чувствами. Поэтому надо быть самому очень ресурсным и готовым помочь. Многие считают, что психологическая консультация — это лишние затраты. Можно ведь поплакаться в подушку, рассказать маме о проблеме… - Можно, конечно. Но надо понимать, что это помогает не всегда. А когда нужен психолог? - Когда ты наступаешь на одни и те же грабли постоянно, например. Можно потратить лет 10-20 своей жизни на созависимые отношения, а можно выйти из этих отношений и осознать, какие сейчас последствия остались от них, что сейчас сделать, чтобы сохранить себя, встать на ноги, пойти дальше. Насколько популярна психологическая консультацию у тюменцев? - Меня сильно огорчает, что в нашем городе люди начинают обращаться к психологу, когда петух не то что просто клюнул, а исклевал, когда критический момент уже произошел в жизни. Было бы здорово, если бы у нас воспитывали психологическую культуру. Ведь сейчас есть возможность приходить на семинары и лекции. Где просто расскажут – как бороться с агрессией, выходить из каких-либо ситуаций. А не будут «промывать мозги», чего многие так боятся. С какими проблемами чаще всего тюменцы обращаются к психологу? - Я заметила, что люди ко мне идут партиями. Есть волна людей со страхами и депрессивными настроями. Через определённый период – волна людей с проблемами в границах, в отношениях с другими людьми и с самим собой, например, человек привык: я хороший и всегда поступаю, как хороший. И неважно, что об меня периодически могут вытереть ноги. Есть так называемые «высокие» периоды, когда количество обращений больше, чем обычно? - Такие вещи есть. Частота обращений может увеличиваться ранней весной. Праздники также могут служить катализатором обострения. Особенно в кризисном возрасте – в 30, после 40. В этом возрасте происходит переосмысление своей жизни.
ПРО АДАПТАЦИЮ РЕБЕНКА К ШКОЛЕНужна ли дополнительная психологическая консультация в детском возрасте? Или достаточно консультации школьного психолога? - В школах не хватает качественной психологической службы. Поскольку работает один или два психолога. И это несчастный психолог занимается больше бумажной работой. Поэтому и качественной помощи нет. Не потому что психолог плохой. Он – обычный человек с семичасовым рабочим днем. У психологов, кстати, сокращенный рабочий день. Но сейчас существует очень много предложений от психологических центров города. В том числе – на адаптацию к учебному году. Кто-то этим пользуется. Кто-то нет. Это – выбор родителей. Какие можно дать советы родителям по адаптации ребенка к школе? - Важно объяснить ребенку, что школа — это социализирующий институт, она нужна не только для того, чтобы получить знания. Здесь он будет готовиться к взрослой жизни: учиться общаться, знакомиться, договариваться, выстраивать отношения. Что касается первоклашек, то им особенно тяжело. Накладывается несколько факторов: школа, кризис семи лет. Дети могут просыпаться ночью, плакать и жаловаться на боль в ногах, потому что они быстро растут. Это еще и период становления и осваивания социальной роли ученика. Новый учебный год может стать настоящим стрессом для ребенка. Как минимизировать этот риск? - В первую очередь, родителю важно расставить приоритеты и понять, что ему важнее: здоровье ребенка или что он у меня хорошо воспитан. Лучше, наверное, чтобы ребенок был здоров. Во-первых, необходимо заботиться о том, чтобы соблюдался режим дня: ребенок должен спать около 9 часов, качественно питаться (на ночь не переедать, не пить активизирующих напитков, таких как чай, кофе, газировка). Перед сном обязателен момент контакта с родителем: пообщаться, почитать книжку, сделать массаж. Все эти вещи должны быть каждый день. Обязательно уделяйте минут 15-20 на то, чтобы побыть с ребенком перед сном. Потому что регулярность, постоянство дает ощущение, что мир безопасен. Важно дать ребенку ощущение: я могу этому миру доверять, могу положиться на своих родителей. Даже если я пошел в школу – мир не рухнет, так как я у меня есть опора. Ребенку надо помогать делать уроки? - Ему надо объяснить, что школа — это ответственность ребенка. Помните: вы своих 10-11 лет уже отучились. Конечно, надо спрашивать, все ли получается с уроками и дать понять: если тебе нужна помощь — я помогу. Но только тогда, когда освобожусь. Необходимо приучать ребенка к самостоятельности с детства и постепенно передавать ему ответственность.
ПРО ОСЕННЮЮ ХАНДРУЧто посоветуете людям, которые недавно вернулись из отпуска? Как влиться в рабочий ритм? - Необходимо постепенно входить в рабочий режим. Если позволяет работа – то пораньше уходить домой. Если нет – найти время на прогулку в обеденный перерыв. Чтобы сразу работа на вас не наваливалась, надо правильно ее распределять, завершить перед отпуском все задания. Если что-то можно делегировать, то стоит к этому прибегнуть. Кстати, домой работу брать не надо. Если вы пришли с отпуска, и на вас все навалилось, стоит задуматься: зачем такая работа, где без вас не могут и много требуют. Всегда надо оценивать соотношения работы и оплаты, отношения к вам и требования. Как экстренно снять стресс на работе? - Если отношения с коллегами либо начальником контактные, и вас слушают – можно сказать вслух: ребята, мне сложно, я буквально готов тут все разнести. Надо обозначить границы: что вы готовы делать, а что — нет. Если ситуация не позволяет обсудить проблему, помогает контакт с собой. Надо понять, что с вами происходит, что именно сейчас нарушает ваши принципы. Можно выйти в туалет и поплакать, если хочется плакать. Если чувствуете агрессию — в том же туалете можно ударить стенку, порвать бумагу. Также важна работа с дыханием. Сделайте глубокий вдох и выдох, и в организме запустятся процессы успокоения. Помните, что можно заорать, а можно набрать воздух, чтобы заорать и выдохнуть его: не проглотить, не зажать, а выпустить агрессию. Помогает также смена положения. Если чувствуете, что начинаете срываться, надо выйти из этого положения, сменить позицию, например, встать, подойти к окну. Отвлекитесь, умойтесь — и картинка для нашей психики поменяется. Важно не проглотить, подавить эмоции. Чтобы потом дома не наорать на ребенка, либо мужа. А как вы спасаетесь от осенней хандры? - Лично я осень чувствую через холод - как-то резко выключили жару. Встречаться с друзьями стала чаще - совпадение, а может потребность погреться эмоциональным теплом. Александра Марчук
|
=Материал опубликован 19.01.2017