Нет взаимопонимания с сыном-подростком

Здравствуйте, Алина. Спасибо за вопрос.

Бессилие и тревога, читающиеся в Ваших словах, понятны и закономерны в данной ситуации. Подобное отчаяние знакомо многим родителям младших подростков. Ребёнок начинает вести себя не так, как обычно; становится более вспыльчивым, раздражительным; часто склонен к слезам и истерикам. Привычные поступки со стороны родителей – обнимание, подтрунивание, какие-то замечания – воспринимаются младшим подростком в штыки, могут спровоцировать негативизм и протестное поведение. Тем не менее, степень выраженности проблем зависит во многом от качества взаимоотношений ребёнка с родителями в предподростковом возрасте. Каким образом была построена ваша эмоциональная связь до описываемых сложностей? Доверие, тепло, обоюдная забота – в какой мере всё это присутствовало в Вашей семье? Как была представлена совместная деятельность всех членов семьи? Каково влияние отца на происходящее?

Имея за плечами позитивный опыт общения с родителями, ощущая их поддерживающее, но не попустительское, влияние, ребёнок скорее сможет рассказать простыми и доступными словами о том, что с ним, собственно, происходит. Если в семье существует адекватная обратная связь – когда поясняется, почему и что именно могут чувствовать люди в той или иной ситуации – больше вероятность, что и младший подросток, сбитый с толку происходящими в его теле и психике изменениями, попробует описать это и попытаться вместе с родителями найти выход накапливающимся раздражению и тревоге. Как правило, даже при конфликтах с матерью, негативизме по отношению к ней, подросток продолжает нехотя, но слушать отца. Возможно, в этом есть путь к налаживанию общей системы взаимоотношений.
Алина, Вы пишете, что ребенок получает много замечаний в школе. Это так стало или было всегда? Каков характер замечаний – например, грубости или шалости, агрессивность или неусидчивость? Как реагирует Ваш ребёнок на замечания учителей?

Снижение успеваемости младшего подростка (шестой, седьмой классы) – также одна из наиболее часто встречаемых жалоб у родителей. Ведущий в начальной школе тип деятельности, учебный, постепенно заменяется преимущественной ориентацией на общение со сверстниками и характеризуется одновременным снижением значимости взрослого, будь то родитель или взрослый. Однако настораживать в таком снижении авторитета должны крайние проявления в виде открытой грубости, острой конфронтации с отказом посещать занятия, попытки вступить в драку со взрослым. Такие моменты уже могут подтолкнуть к решению посетить специалиста, психолога или даже психиатра.

Из письма не совсем понятно, как проводит досуг ребёнок, гуляет ли, с кем. Попробуйте проанализировать, кого Ваш ребёнок считает своими друзьями, в чём ориентирован на них.

Зачастую ухудшение поведения ребенка младшего подросткового возраста говорит о его переживаниях, связанных с отношениями в группе, формальной или неформальной. Ведь ровесники ребёнка могут его принимать или нет, выдвигать какие-то требования к его внешнему виду или обладанию какими-либо предметами. Взрослеющие дети могут быть очень жестокими в своих стремлениях соблюдать негласные правила существующего сообщества – вспоминаем фильм «Чучело». Будучи не в состоянии реализовать естественные в этом возрасте потребности общения с ровесниками, подросток может срываться на своих близких, обижать их.

Далее. Алина, какие взаимоотношения в семье между детьми? Насколько сильно представлена скрытая или явная конкуренция между старшим ребенком и описываемым мальчиком? Нет ли чувства ревности по отношению к самому младшему? Как вы поощряете их родственные чувства?

Иногда, не сумев приспособиться к изменившейся семейной ситуации – при появлении маленького ребенка, например, - старший может ощущать нехватку внимания, поддержки со стороны родителей, потому что младенец на самом деле требует больше времени. Однако основные сложности могут появиться уже на фоне подросшего малыша, когда ему делают поблажки, умиляются им, а угрюмый и раздражительный подросток вызывает досаду у родителей, что воспринимается им как отвержение. А наличие ещё и старшего ребёнка, более успешного, как правило, во всём, что касается успеваемости и ответственности, может и вовсе погрузить младшего подростка в омут переживания собственной неполноценности. Поэтому всегда нужно пытаться найти особенные, позитивные черты, индивидуально присущие каждому конкретному ребёнку в семье: кто-то лучше всех рисует, другой быстрее читает, третий заливисто смеётся. Должна быть сфера, где успешен каждый из детей, будь то учеба, спорт или сфера коммуникаций.

Алина, в данном тексте вкратце описаны основные причины, имеющие влияние на поведение ребенка младшего подросткового возраста. Конечно, в каждой семье есть свои собственные нюансы. Поэтому лучше общаться лично со специалистом, когда по ходу беседы и в непосредственном общении с ребёнком можно уже делать какие-то выводы и, соответственно, заняться коррекцией.

С уважением, клинический психолог Шелюк Ольга

Консультации: