Внимание! Данные материалы находятся в архивном разделе, учитывайте дату публикаций.
В центре социальной помощи семье и детям «Апрель» прививают навыки самостоятельности особенным детям
Сургут • Разделы → Здоровье
Автор фото: Александр Онопа
И вовсе не обязательно знакомиться с центром социальной помощи семье и детям «Апрель» в одноименном, «согревающем солнцем», как переводят его с латыни, месяце, чтобы получить полное представление об учреждении. Круглый год здесь в буквальном смысле слова кипит работа сразу в десяти отделениях. Например, в кризисном, где могут находиться женщины, переживающие стресс и домашнее насилие, в стационарном, где проходят реабилитацию несовершеннолетние, оказавшиеся в социально опасном положении, в отделении психолого-педагогической помощи, где проводят обучение и организуют социальное сопровождение замещающих семей, в реабилитационном, которое посещают дети с ограниченными возможностями со всего Сургутского района. Сейчас «Апрель» базируется на трех площадках - в поселках Барсово и Федоровский, а также в городе Лянтор.
В «Апрель» - сам!Читателям необходимо сразу прояснить, что центр социальной помощи семье и детям "Апрель" на сегодняшний день работает с жителями всего Сургутского района и других муниципальных образований. Удаленность территорий сказалась на формате работы - жителям поселков можно пройти курс реабилитации с проживанием в самом учреждении по технологии «Мать и дитя». Отделение реабилитации рассчитано на 25 мест. В общей сложности только в этом году за помощью в отделение для несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья обратились 185 детей из поселков Барсово, Белый Яр, Нижнесортымский, Снежный, Солнечный, Сайгатино, Пойковский, Ульт-Ягун и других. При этом впервые в центр попали 106 ребятишек. К слову, курс реабилитации в отделении длится до 28 дней. Отделение реабилитации при центре помощи семье и детям «Апрель» в поселке Барсово было открыто в 2009 году. - Сначала мы принимали в отделение реабилитации детей только с мамами. Но потом постепенно стали предпринимать попытки внедрить технологию «Я сам», когда дети, владеющие навыками самообслуживания, с шести лет остаются в центре без сопровождения матери. Сделали мы это с целью помощи работающим мамам, которые не могут постоянно сопровождать детей на курсы реабилитации до 4-х раз в год, - рассказала директор учреждения Елена Черкашина.
От младенцев до подростковДля комфортного пребывания здесь приспособлен отдельный блок здания с комнатами, в которых по-домашнему уютно, а чтобы пройти на занятия к специалистам, постояльцам вовсе не обязательно выходить из своего корпуса - для этого здесь оборудован теплый коридор. К слову о коридорах: чтобы дойти до нужного кабинета, дети в первые дни выходят чуть раньше, чем положено, чтобы внимательно рассмотреть все стены центра. Каждая из них вовсе не похожа на другую. Неугомонные руки художников и педагогов по творческим дисциплинам сделали из «Апреля» в буквальном смысле слова сказочный дом. В жилом уголке, к примеру, альпийские луга с милыми пасущимися овечками (нарисованных животных украшают приклеенные сверху овечьи шкурки). Педагоги шутят, что систематически переклеивают «шубку» животным, ведь любопытные малыши то и дело норовят потрогать оживших питомцев и проверить их подлинность. В реабилитационном отделении помощь оказывают детям вплоть до 18-летия. А с мая этого года центр стал внедрять программы раннего вмешательства, о которых так давно мечтали и руководство учреждения, и сами специалисты. - Лично я «заболела» этой идеей еще в 2011 году, когда была на семинаре в Санкт-Петербурге. Наши специалисты, которые систематически посещают курсы повышения квалификации, готовы были внедрить методики еще тогда. Но сделать этого нам не позволяли тогда правила СанПиНа: для предоставления услуг мамам с малышами нужны были специализированные помещения с отдельным входом, специальное оборудование. Медленно, но верно мы движемся к своей мечте, проводим частично ремонт в помещениях, и уже принимаем первых родителей с малышами от полугода в нашем центре, - говорит Елена Черкашина, - Но в планах у нас развитие данного направления, потому что, по мнению ученых, если начинать реабилитацию после трех лет, мы теряем до 70% успеха. Впрочем, вопреки общей тенденции к приему в подобные центры и отделения исключительно малышей, здесь берут на реабилитацию и подростков, для которых также необходимы специальные условия. Все оборудование и мебель здесь сразу закупают с учетом возрастных особенностей как маленьких, так и уже подрастающих детей. Для подростков оборудованы и мебель, и тренажерные залы, а главное - все программы и технологии реабилитации рассчитаны как на малышей, так и на детей постарше. - У нас, конечно, площади небольшие, но мы принимаем на реабилитацию подростков. К примеру, если единовременно на курс реабилитации к нам приходят 15-20 детей, третья часть из них - это дети старшего школьного возраста, - поясняет Елена Черкашина.
Без трудностейСтоит также отметить, что для каждого ребенка в отделении реабилитации разрабатывают индивидуальные маршруты. В комиссию входят врач-педиатр, невролог, физиотерапевт, воспитатель, а также логопед и психолог. При необходимости (по решению консилиума) курс реабилитации в центре, который и так больше, чем во многих учреждениях, могут продлить. - Когда мы на консилиуме видим, что ребенок только к концу курса реабилитации начал делать успехи, прогресс останавливать нельзя, мы принимаем решение продлить пребывание в учреждении. За год семья может пройти три таких курса с проживанием у нас, - рассказывает заведующая отделением реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями в Барсово Светлана Филоненко. Частично медицинские услуги, то есть консультирование узких специалистов и посещение физиопроцедур, дети получают в поликлинике поселка Барсово. - Мы заключили соглашение о сотрудничестве, в рамках которого каждый день мы возим из нашего учреждения детей в поликлинику. Для этого у нас есть автобус, то есть каких-либо трудностей в транспортировке ни дети, ни родители не испытывают, - рассказывает Светлана Филоненко.
И театр, и художественная мастерскаяВ самом учреждении в поселке Барсово для детей оборудовали условия и кабинеты, предназначенные для социальной реабилитации. Есть здесь и комната Монтессори, где применяют также элементы оккупационального оборудования, и сенсорный кабинет, где проводит занятия и тренинги психолог, и даже театральная мастерская, куда самые маленькие посетители бегут с большим удовольствием. Сказкотерапию здесь чтут и уважают, а потому для разных сказок в «гримерке» у педагогов найдутся подходящие костюмы. Есть куклы на руки, сказочные персонажи для пальчикового театра, рисованные маски и даже шапки ручной работы, выдающие в юных артистах ежиков и лисиц. - Все костюмы и реквизит мы шьем и мастерим своими руками. Шапку для ежика, например, делали из поролона. Работы немного: всего-то вырезать «иголки» ножницами, приклеить и покрасить в нужный цвет. Детям такие занятия нравятся, особенно полезны они для тех, у кого задержки речевого или психического развития, аутизм и другие ментальные нарушения, - поясняет воспитатель центра социальной помощи «Апрель» в поселке Барсово Нелли Циренова. С особым трепетом и уважением в центре рассказывают и показывают художественную мастерскую, где «колдует» с воспитанниками Сургутского района педагог допобразования Татьяна Луценко. В своих учеников специалист верит безоговорочно, ведь на ее уроках дети с самыми сложными заболеваниями творят настоящие чудеса. - Мы активно используем тестопластику, рисуем, лепим из пластилина, валяем из шерсти и фетра различные предметы, делаем поделки из кожи и других материалов. Все эти материалы безопасны. В конце заезда дети уезжают домой со своими поделками. Для них это очень важно и значимо - показать свою состоятельность и уникальность в такой работе, - рассказывает Татьяна Луценко.
Особая профориентацияОсновной акцент в реабилитации несовершеннолетних, как говорят в учреждении, они делают на социальной адаптации детей. Для того чтобы работа в этом направлении спорилась, руководитель учреждения прикладывает максимальные усилия, мотивируя специалистов на постоянное повышение квалификации и разработку своих индивидуальных программ и технологий. В региональном банке программ и проектов, к примеру, более 10 авторских методик, разработанных сотрудниками учреждения. - Практически половина из этих методик касаются именно реабилитации детей с ОВЗ. Мы стараемся поощрять специалистов, привлекать их на публичные обсуждения проектов, мотивировать писать статьи в научные журналы. Заинтересованность в обмене опытом с нашими сотрудниками есть, - объясняет заместитель директора учреждения Юлия Тахматова. Одна из таких программ - проект трудовой реабилитации «Знаю, умею, могу» инструктора по труду отделения реабилитации Лянторского филиала центра «Апрель» Светланы Дудченко. Педагог в прошлом году совместно с лянторской общественной организацией «Водограй» выиграла грант Департамента социального развития. На средства гранта была закуплена и установлена теплица. Всю весну воспитанники филиала центра социальной помощи «Апрель» в Лянторе выращивали саженцы еще в кабинетах, а уже летом высадили зеленые культуры в теплицу. Первых результатов ждать долго не пришлось: при хорошем поливе и заботливом отношении зелень и овощи стали плодоносить в срок. - Здесь попутно решается ряд многих задач - и приобретение коммуникативных и социально-бытовых навыков, и частично профориентационные вопросы. Детям необходимо чувствовать свою социальную значимость. В этом году мы только запустили такой проект, но уже получили первые урожаи. Нужно было видеть глаза детей, которые каждый день шли домой с пучком петрушки или укропа, огурчиками или помидорами, - улыбается инструктор по труду, автор программы «Знаю, умею, могу» Светлана Дудченко. В перспективе проект будет только развиваться: в учреждении вообще планируют выйти на предпринимателей, чтобы сделать свое тепличное хозяйство и реализовывать зеленые культуры жителям Лянтора. Тем более что в маленьком городке у такого, казалось бы, нужного бизнеса нет конкурентов. - Главная наша цель - привлекать родителей к развитию частного предпринимательства вместе со своими особыми детьми, чтобы тем самым готовить их к самостоятельной жизни, к дальнейшему трудоустройству, - говорит Светлана Дудченко.
В маленьком городе - большие профессионалыВ филиал центра «Апрель» в Лянторе многие родители хотят попасть не только из-за такой уникальной программы трудовой реабилитации. Как говорят, помимо всего положительного, что здесь есть, едут в Лянтор еще и к определенному специалисту, то есть логопеду Ольге Султановой, о которой югорские мамы, воспитывающие детишек с задержками речевого развития, знают благодаря самому честному - сарафанному - радио. В маленьком городке логопед смогла выстроить условия для занятий с малышами таким образом, что говорить у нее начинают самые стойкие молчуны. В работе Ольга Султанова использует элементы арт-терапии. - Нужно понимать, что арт-терапия - это не только рисование, но и музыка, логоритмика, кинезитерапия, мнемотехника, танец. Особенный ребенок, как и обычный, может развиваться только в совместной деятельности. Мы рисуем красками, играем с куклой-марионеткой, используем музыкальные инструменты, песок и многие другие подручные материалы. Ребенок играет, а мы выполняем свои задачи, корректируя и направляя действия ребенка, - объясняет логопед центра социальной помощи семье и детям «Апрель» в Лянторе Ольга Султанова. Сейчас логопед работает над написанием своей авторской программы, чтобы пополнить банк проектов региона своей методикой. К такому выводу Ольга Султанова пришла после прошедших в Сургуте окружных социальных чтений. Ученые из Москвы и Омска поручили логопеду написать авторскую программу и поделиться опытом с коллегами из других городов. Ко всему прочему в рамках пребывания в Лянторском филиале детей вывозят на экскурсии в городской храм, а также проводят беседы с протоиереем в самом учреждении, учат изготавливать из природных материалов бытовые предметы, ставят спектакли и, что важно, прививают навыки самостоятельной жизни.
Реабилитация по скайпуКонечно, рассказать обо всех особенностях и направлениях работы большого и разностороннего центра «Апрель», в котором функционируют сразу несколько филиалов, в одном, пусть даже большом, тексте невозможно... Ввиду специфики учреждения, которое обслуживает преимущественно жителей отдаленных поселений, здесь даже служба домашнего визитирования особенная. Это в пределах города специалист может систематически посещать подопечного, а вот если этот самый подопечный находится за 200 км от учреждения, приезжать к нему ежедневно или несколько раз в неделю вряд ли получится. - Наши специалисты выезжают в отдаленные поселки. Помимо медиков, психолога и логопеда, в такие поездки мы привлекаем также юристов и социальных работников. Подчас многие не знают, как правильно оформить необходимые документы, куда можно обратиться и что необходимо делать с ребенком в определенных ситуациях, - рассказывает заместитель директора Юлия Тахматова. А чтобы всегда оставаться на связи с получателями услуг, в центре реализуют онлайн-программы по консультированию родителей. Как делать массаж, куда обратиться за оформлением необходимых документов для психолого-медико-педагогических комиссий, какие права есть у детей-инвалидов, как развивать речь у детей с особенностями развития и какие упражнения в этой части наиболее эффективны - вопросов, которые могут обсуждать различные специалисты с жителями, большое количество. Ответить на них даже так, через скайп, специалисты учреждения готовы в любое время. А это, пожалуй, лучший показатель профессиональной пригодности специалистов, стоящих на страже интересов особенных детей. Сургутская трибуна Ольга Прядоха
|
=Материал опубликован 26.11.2016