Внимание! Данные материалы находятся в архивном разделе, учитывайте дату публикаций.
Идущий навстречу. Почему школьный психолог становится "неважной фигурой"
Разделы → Психология
Почему школьный психолог становится "неважной фигурой" Нужно возродить систему психологического образования в стране и поднять престиж профессии психолога, в том числе и школьного, к такому выводу пришли участники более 20 секций и "круглых столов", прошедших на Всероссийской конференции "Система психологического сопровождения образования: от управления рисками к психологическому развитию и благополучию". - Современная школа столкнулась с новым типом глобальных психологических рисков. Перед психологами встают новые непростые задачи, - обратилась к участникам конференции министр образования и науки Ольга Васильева. - А от общества поступил мощный социальный запрос на создание эффективной системы психологического сопровождения образования. Расширение пространства межкультурного общения, усиление межэтнической напряженности, низкий уровень безопасности информационной среды для детей и подростков, кризис семьи как института социализации, буллинг и вовлеченность в тоталитарные деструктивные секты - вот далеко не полный перечень новых рисков, которые предстоит разрешить школьным психологам. - У нас произошло вымывание психологов из системы образования. К ним стали относиться как к так называемым "помогающим профессиям", - объясняет она. - Произошло страшное: на одного психолога приходится от полутора до двух тысяч детей. И зарплата у школьного психолога ниже, чем у учителей. По словам министра, именно по психологам больнее всего ударило нормативно-подушевое финансирование, они первыми попали под сокращение. К тому же полномочия по организации психолого-педагогической и медико-социальной помощи детей закреплены за региональными и муниципальными органами власти. - Это ведет к неравенству из-за различий в экономическом состоянии регионов. Это привело и к разрушению единого федерального пространства, - пояснила она. Разработкой столь необходимых единых психологических стандартов должна заняться межведомственная рабочая группа, в которую войдут представители министерства образования, Российской академии образования и ведущих вузов страны. Еще одна проблема, которую министерство образования намерено разрешить в самое ближайшее время, касается законодательных ограничений. По закону психолог не может оказывать помощь детям без письменного согласия родителей. - Соответствующие поправки должны быть внесены как можно скорее, - настаивает министр. - Если семья неблагополучная и родители не видят проблемы, то ребенок вообще не получит помощи.
Также, по словам Ольги Васильевой, надо провести ревизию кадров, оценить качество подготовки психологов и определить, какое количество специалистов необходимо для обеспечения всех школ штатными психологами. - Я лично буду следить за тем, чтобы в вузах увеличили количество бюджетных мест на психологических факультетах, - добавила Васильева. Президент РАО Людмила Вербицкая напомнила о том, что любому учителю нужны не просто знания своего предмета, но и определенные навыки психолога, но главное - педагог должен любить детей и свою профессию. Однако никакой педагог и даже педагог-психолог не может заменить профессионального психолога, который должен обязательно быть в каждой школе. - У нас много ведомств, но ребенок у нас один, поэтому важна скоординированная работа разных министерств и ведомств, - сказала Вербицкая и предложила сделать РАО ресурсным центром, который бы взял на себя роль координатора. Психология должна быть одной из фундаментальных наук, только тогда вузы будут выпускать специалистов мирового уровня, убежден ректор МГУ Виктор Садовничий. - В университете учатся и работают около 100 тысяч человек, и мы создали свою психологическую службу, потому что иногда, поняли это на собственном печальном опыте, люди нуждаются в помощи, - говорит он. - Если другие вузы захотят создать службы помощи, готовы делиться опытом. Наталья Лебедева
|
=Материал опубликован 24.11.2016