Внимание! Данные материалы находятся в архивном разделе, учитывайте дату публикаций.
Дети гаджетов. Электронные "игрушки" меняют мозг и душу ребенка
Сургут • Разделы → Здоровье
На 10-летие Маше подарили смартфон. Счастью девочки не было предела. Через год родители заметили, что она проводит с гаджетом почти все свое время - общается в блогах, снимает десятки селфи в день и выкладывает их на своей страничке, переписывается с подружками. Но Маша все чаще стала пропускать занятия в художественной школе и в студии танца, нехотя отвлекалась на приготовление домашних заданий. Ухудшилась успеваемость, учителя стали жаловаться на то, что девочка рассеянна на уроках, часто забывает дома то тетрадь, то учебник. После родительского собрания недовольные родители решили наказать дочь - отобрать смартфон. "На время, пока не исправишь тройки!" - грозно сказал папа. С Машей случилась настоящая истерика - она рыдала, швыряла учебники, потом сама бросилась на пол и стучала ногами... Дети с гаджетами в руках - начиная с двух-трехлетних - теперь привычная картина в метро, электричках, даже на детских площадках. Хорошо ли это? И как гаджеты влияют на здоровье ребенка - физическое и психологическое? Глазки в кучкуРасспрашиваю экспертов, и тут выясняется: наука пока всерьез этой проблемой не занималась - нет социального заказа.
- В нашем институте разрабатывались гигиенические нормы для использования в учебном процессе компьютеров и ридеров, - рассказывает директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Минздрава России член-корреспондент РАН Владислав Кучма. - Мы знаем, что экран монитора должен быть не более 39 см, знаем, какими должны быть шрифты, контрастность, яркость и другие характеристики. Но сегодня весь образовательный контент можно воспроизвести и в смартфоне. Но это все меняет - процесс чтения идет совершенно по-другому. Исследования гигиенистов показали, что дети на 20% хуже запоминают прочитанное с ридера, чем с бумаги. Существенно влияет на детское восприятие размер шрифта - даже если его уменьшить всего на 1 пункт. Механически перенести контент учебника в гаджет нельзя, считают эксперты.
- Каждая технология и метод обучения должны иметь заключения о безвредности, - уверен Владислав Кучма. - У нас в школе такие заключения можно посчитать по пальцам. Процесс внедрения новых технических средств идет сам по себе, неуправляемо. Денег на исследования не выделяют. Научные фонды объявляют гранты на секвестирование генома, на изучение какого-то членистоногого, но нет ни одного гранта на изучение того, что происходит с головным мозгом и здоровьем ребенка в условиях гиперинформатизации и использования новых технологий. Все понимает, но сказать не может- Понимание мира связано с осмыслением, с обдумыванием и умением рассуждать, - говорит директор Института возрастной физиологии РАО академик Марьяна Безруких. - Мы провели большое популяционное исследование 60 тыс. детей 6-7 лет, приходящих в школу. Оно показало, что у 60% детей не сформирована речь. У них бедный словарный запас, они не умеют грамматически правильно строить предложение, вести диалог. 8 из 10 не умеют составить рассказ по трем последовательным картинкам, даже по знакомым сказкам. Это значит, что с ними не разговаривают дома, не отвечают на вопросы. Подростки не знают элементарных речевых формул, общаться не умеют. Похоже, это все и есть дети гаджетов. Чем бы дитя ни тешилосьСегодня модные гаджеты стали таким же элементом престижа и социального статуса, как импортный автомобиль или отдых за рубежом. Подростки даже более чувствительны к этому, иметь смартфон немодной модели - это "отстой" похуже "неправильных" джинсов или кроссовок, можно стать изгоем в компании.
- Гаджет, как любой другой инструмент, может быть и плюсом, и минусом, - уверена старший научный сотрудник Психологического института РАО Елена Лаврова. - Есть исследования, которые показывают, что они тормозят развитие социальной сферы. Дети больше времени проводят за играми, мало общаются со сверстниками и взрослыми. Часто родители используют гаджеты, например, для успокоения расстроенного или расшалившегося малыша. Но тогда никакая психологическая работа не происходит, он успокаиваться сам не научится. В результате возникают эмоциональные проблемы - повышенная возбудимость,тревожность , неуверенность. До середины жизни
|
=Материал опубликован 03.06.2016