Если ребенку от 4 до 10 лет…

Сургут • Разделы    → Воспитание


Один из способов погашения отрицательных эмоций ребенка, его успокоения и возврата в конструктивный диалог с взрослыми – это игры с красками, карандашами, фломастерами и всем тем, чем можно создать изображение.

Работать можно с такими материалами как гуашь, песок, вода, бумага. К действиям с гуашью можно отнести нанесение мазков и линий различного характера; размазывание краски по поверхности бумаги, стола, горизонтального стекла кисточкой, губкой, пальцами, ладонью, комочками мятой бумаги; смешивание краски в баночке или на поверхности (палитре); целенаправленно или спонтанно.

Летом особенно активно можно работать с водой и песком. К действиям с данными материалами относится переливание, пересыпание, смешивание, вымешивание песочной жижи, выкапывание ямок, заполнение их водой, полоскание кистей рук в грязной воде, переливание песочной жижи или чистой воды из одной емкости в другую и т.д.

Не следует при этом учить ребенка рисовать, строить определенные конструкции. Главное – это его замысел, его способность создать оригинальное произведение. Работая на таких условиях, ребенок может расслабиться, успокоиться, так как он не выполняет заказ взрослого, не копирует предложенные образцы, не волнуется за результат проделанной работы. И вам следует обойтись без критических оценок, поправок и наставлений. Только принятие и поддержка. Ребенок не должен бояться испачкаться, выйти за рамки листа, измазать стол, то есть нарушить строго установленные традиционные барьеры активности. Иначе механизм самоисцеления, самоуспокоения не запустится. Вам следует помнить также, что ребенок должен самостоятельно выбрать материал, с которым ему хотелось бы поработать, то есть вы должны иметь в своем арсенале и краски, и воду, и песок, и клей, и многое другое, что позволит ребенку получить удовольствие.

Подводя итоги можно сказать, что успешность использования элементов арт-терапии в общении с вашим ребенком (арт-терапия – это рисование и другие способы создания изображения без привычных ограничений) обеспечит соблюдение определенных правил:

  1. Ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения, так как наличие затруднений любого плана может спровоцировать появление новых проблем в ваших отношениях.
  2. Не забывайте, что привлекательным для ребенка должны быть, неотъемлемо и процесс, и результат, но и приемы и способы работы должны быть интересными, нетрадиционными.
  3. Необычное действие удерживает внимание ребенка, формирует его интерес к вам и окружающему миру, умение договариваться и совместно планировать. Например, рисование сыпучими продуктами, засушенными листьями… Немного фантазии и на песке, приклеенном к бумаге, расцветут цветы, которые любите вы и ваш ребенок.
  4. Не скупитесь на похвалу. Переживаемый успех, нестандартность процесса, ваше участие в деятельности приведут ребенка к собственным маленьким открытиям, помогут забыть о деталях, которые вносят дискомфорт в его и вашу жизнь. Кроме того, вы сможете увидеть сильные черты своего ребенка, отметить его увлеченность к творчеству, готовность к сотрудничеству, а также осознать, что не назидания, а совместные дела позволяют снизить конфликтность детско-родительских отношений.

В учреждении социального обслуживания ХМАО-Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Юнона» ведут прием психологи, социальные педагоги, специалисты по социальной работе, юрисконсульт, психиатр-нарколог.
Наш адрес: г. Сургут, ул. Бажова, 16\1, тел. 35-48-28, 35-48-60.

А. П. Храмченко - психолог отделения социального сопровождения замещающих семей

УСО ХМАО-Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Юнона»

=Материал опубликован 21.12.2008