Непринятие себя у младших подростков

Здравствуйте, Ирина! Спасибо за вопрос.
В Вашем письме ощущается сильное желание помочь своему ребёнку и некоторое бессилие от неуверенности в том, как это можно сделать. Вы молодец, что не отмахиваетесь от жалоб девочки, обращаете на них внимание и стремитесь к разрешению существующих сложностей.
Начнём с того, что Ваш ребёнок вступил в младший подростковый возраст. Помимо физиологических изменений, важно отметить происходящее переориентирование ребёнка со значимости взрослого (близкого или учителя) на общение с ровесниками. Дружба, вражда, интерес к противоположному полу, сравнение себя с другими – все эти нюансы, существующие и прежде, приобретают новый размах, подпитываясь детской ещё непосредственностью и подростковым уже максимализмом. Родительских слов о том, что всё в порядке (с внешностью, с навыками ли), становится недостаточно, ведь ребёнок большую часть времени проводит с другими детьми и ему важно, что думают о нём именно они. То, в какой степени ценят его другие, будет во многом определять своё собственное отношение ребёнка к себе.

Ценность ребёнка младшего подросткового возраста в глазах сверстников часто складывается вовсе не из совокупности его прекрасных душевных качеств и правильного, «хорошего», поведения. На первый план выходят внешние атрибуты: привлекательность, стильная (с точки зрения детей) одежда, обладание какими-то модными аксессуарами, гаджетами и т.д. Со временем это проходит, и в более старшем возрасте подростки уже ориентированы на то, насколько с человеком комфортно и приятно общаться.

Учитывая вышесказанное, можно порекомендовать обсудить с девочкой в спокойной обстановке круг её друзей и знакомых; выяснить, чьё мнение кажется вашему ребёнку важным, почему. Дело в том, что влияние значимого в эмоциональном плане подростка может быть как прямым – в виде высказываемых пожеланий к внешности другого ребёнка, его поведению, - так и косвенным, через группу одноклассников и/или друзей. Можно аккуратно задать вопросы о том, кто в классе популярнее других, почему; постараться понять, что сама девочка вкладывает в понятия красоты, любви, принятия другими. Пока по вашим словам складывается ощущение, что у ребенка сложности во взаимоотношениях с друзьями и/или одноклассниками ("или" - потому что иногда более значимыми оказываются друзья «со двора», а не из класса).

Если же Вы убедитесь в том, что у девочки нет существенных сложностей в общении со сверстниками, то попробуйте зайти со стороны представлений о красоте, жизни, любви вообще. При этом нужно учитывать собственное мнение девочки: как именно она понимает «красивость-некрасивость», «любовь-нелюбовь». И здесь нужно очень мягко, иногда с долей юмора, попытаться получить чётко оформленные ответы, избегая слов «никогда», «всегда», «никто» и т.п. Например, «Меня никто не любит!» - «Кто конкретно тебя не любит? Мама и папа? Нет, они любят; так, кто ещё? Бабушки, дедушки, тёти, сёстры? Тоже нет. Кассир из ближайшего магазина? Он тебя вообще знать не знает. Может быть, кто-то в школе? А кто именно? Взрослые или дети? Кто, учитель такой-то или ребёнок такой-то?». Это очень примерное рассуждение, которое, разумеется, дополняется рассуждениями о том, как именно становится понятным, что ребенка любят перечисленные люди или что отсутствие любви не всегда равняется нелюбви.

Ещё стоит обратить внимание на наличие в речи или поступках девочки таких маркёров как: постоянное стремление остаться одной, поиск в сети интернет сообществ или групп на тему смерти или ненависти, преобладание пониженного фона настроения, нарушения сна и аппетита. Эти особенности могут свидетельствовать о затяжном течении каких-то внутренних переживаний Вашей дочери.

По поводу помощи своему ребёнку Вы всегда можете обратиться к школьному психологу или к психологу в поликлинике по месту жительства.

Кроме того, Вы можете записаться на консультацию, перезвонив мне по указанному номеру телефона.


С уважением, клинический психолог
Шелюк Ольга
т.625-943

Консультации: