Внимание! Данные материалы находятся в архивном разделе, учитывайте дату публикаций.
Почему один электронный дневник сменил другой, и кто теперь защитит персональные данные детей
Сургут • Разделы → Школьники
Два года назад сургутские родители получили возможность узнавать об успеваемости, домашних заданиях и расписании своего ребенка через Интернет. Электронными дневниками, а точнее сказать - муниципальной автоматизированной информационной системой, где содержалась информация как о школьниках, так и об ожидающих своей очереди в детский сад малышей, гордились все – и мамы с папами, и представители департамента образования. Мало кто знает, но чтобы прийти к такому современному и полноценному программному продукту, у властей Сургута ушло без малого три года.
Планомерно и добросовестноИнформационный образовательный ресурс, а проще говоря, электронный дневник, в Сургуте начали разрабатывать в 2009 году. Такое решение было принято неспроста – правительство России (от 17 декабря 2009 года №1993-р) определило перечень государственных и муниципальных услуг, которые должны поэтапно предоставляться именно в электронном виде. Все это было сопряжено с введением многофункциональных центров. - Работа за эти годы была проделана колоссальная: департамент образования Сургута совместно с подведомственными муниципальными учреждениями тогда смог организовать ряд мероприятий, направленных на внедрение информационных систем, обеспечивающих предоставление услуг в электронном виде: заключил контракт (по электронным торгам) с разработчиком информационной платформы «Барс. Образование», к которому сразу предъявили ряд требований, и главное из них – гарант полной защиты персональных данных детей, закупили серверное оборудование и планомерно подключили к системе родителей и педагогов. К слову, к началу 2014 года электронная платформа была уже готова для полноценной работы, - вспоминает директор департамента образования Сургута Татьяна Османкина.
Главное – безопасность личных данныхСистема прошла проверку и родительского сообщества. За два года ее функционирования более 20 процентов мам и пап Сургута полностью освоили такую форму контроля над успеваемостью своих детей. В их числе, кстати, был и глава города Дмитрий Попов, который как родитель школьника неоднократно высказывался о системе исключительно положительно. Педагоги также были довольны нововведением: бумажной работы, которую сейчас так активно пытаются снизить во всех регионах, стало существенно меньше, как и вопросов от родителей. - Конечно, для того чтобы пользоваться этой информационной базой, мы обновили технику в школах города. В 2013 году апробировали систему на пяти школах. Родители, заходя под своим паролем в систему, могли видеть практически все, что касается только их ребенка: расписание, домашние задания, перечень мероприятий, календарно-методическое планирование образовательной программы учащегося, расписание ГИА и ЕГЭ. Все это отвечало требованиям безопасности. Если в систему заходил педагог, он видел свое расписание, имел возможность обратной связи с родителями, мог даже заполнить заявку на замену материально-технической базы, - говорит заместитель директора департамента образования Сургута Ирина Полякова. Надо отдать должное департаменту образования города, который еще в 2009 году поставил задачу внедрить не локальный программный продукт для каждой отдельной школы, а единую информационную образовательную систему для всего города. - Уже в то время мы понимали, что внедрять сервис для каждой школы отдельно – это бесперспективно и местечково. Да и притом того результата, которого мы достигли к 2014 году, просто не было бы. Каждая школа могла остаться обособленной. Мы поставили перед собой задачу обеспечить все образовательные организации единой информационной системой с соблюдением обязательного условия - защита персональных данных всех участников образовательного процесса (педагогов, учащихся, родителей), - комментирует Татьяна Османкина. Подобный опыт создания собственной муниципальной информационной системы был наработан не только в Сургуте, но и в Мегионе, Нижневартовске и Ханты-Мансийске - крупных городах Югры.
Локомотиву не повезлоОстальные же муниципалитеты начали работать в этом направлении только в конце минувшего года. В Правительстве Югры тогда приступили к созданию единой окружной информационной системы «Регион. Контингент», где должна храниться информация о детях региона от рождения и до совершеннолетия. Там югорчане могут подать заявление на очередь в детский сад, а также узнать об успеваемости своего ребенка. Все данные, которые хранятся на этом сервере, интегрируются с федеральной информационной системой «Контингент». Создание региональной системы привело к невозможности в дальнейшем использовать электронный дневник в системе «Барс», как это происходило в Сургуте, потому что она, увы, не интегрируется с проектом «Регион.Контингент». Конкурс на оказание таких услуг в Югре тогда выиграла автоматизированная информационная система «Аверс». - Этот портал хорош тем, что может интегрироваться с сайтом госуслуг, на который ориентирует граждан правительство страны. Помимо этого, в таком электронном дневнике информация о каждом учащемся защищена. Родители могут получить информацию об успеваемости, домашних заданиях и расписании. К ней необходимо привыкнуть и освоить, - отмечает начальник отдела общего образования департамента образования и молодежной политики Югры Лариса Цулая.
Шаг вперед и два назадВсе бы так, да только Сургуту, а также еще трем городам, работавшим с другими информационными системами, пришлось делать шаг назад, чтобы встать на новые рельсы. В региональной системе, которая хоть и отвечает основным федеральным требованиям, увы, пока много недоработок. Педагоги, которые с начала этого года начали заполнять электронные дневники на площадке «Аверса», говорят о том, что система работает куда медленнее, чем альтернативная от «Барса». - Система «Барс» построена на современных языках программирования, которые очень мобильны и оперативны. «Аверс» же основана на технологиях, которые были популярны в 1998-2002 годах. Работа здесь рассчитана на локальные сети, то есть отдельно взятые школы, а до сетевой версии программа не дотягивает. Оттого получается, что система постоянно зависает и педагогам приходится заполнять вкладки с 19.00 до 21.00 часов. Сам продукт не готов воспринимать большое количество задач, и дело здесь вовсе не в скорости интернета, - говорит заместитель директора «Информационно-методического центра» Татьяна Исакова. Стоит пояснить, что взломать локальную сеть отдельно взятой школы гораздо проще, чем прорвать оборону общегородской образовательной системы. Простыми словами, это абсолютно иной уровень защиты.
Де-юре выбор есть, де-факто – нет- Мы убедили «Аверс» не формировать локальные сервисы в каждой школе. Это огромная ответственность, мы не можем рисковать личными данными учащихся Сургута. Практически получается, что в нашем городе, а также в Мегионе базы данных единые и защищенные. Но ввиду того, что система пока еще «сырая», возникает множество трудностей, - отметила Ирина Полякова. Чтобы решить этот вопрос, в округе создали рабочую группу. На этой неделе состоялось очередное заседание, посвященное бумажной нагрузке на педагогов, а также информационной образовательной системе. Местом встречи стал Урай, который использует электронный ресурс «Аверс» уже несколько лет. Эксперты сошлись во мнении, что систему нужно доработать, а педагогов обучить ею пользоваться. А еще добавили, что каждый муниципалитет, а точнее образовательная организация, вправе самостоятельно выбирать себе программный продукт, главное условие – интеграция с региональной платформой «Регион. Контингент». Тот же «Барс» интегрироваться с ней не может, хотя и имеет лицензию на интеграцию от федерального портала государственных услуг, потому как разработчиком региональной платформы является группа компаний “Аверс”. Департамент образования и молодежной политики Югры в свою очередь разделять интересы какой-либо информационной системы не намерен. Потому специалисты ведомства планируют составить график выездов во все города региона, чтобы воочию увидеть, как происходит внедрение электронной системы на местах и взять на карандаш все проблемы, возникшие у пользователей этим программным продуктом. Сургутская трибуна Ольга Прядоха
|
=Материал опубликован 15.04.2016