На «улице со встречным движением»

Сургут • Разделы    → Воспитание

Основные законы поведения ребенка:

  • ребенок выбирает определенное поведение в определенных обстоятельствах;
  • любое поведение ребенка подчинено общей цели – чувствовать себя принадлежащим к жизни;
  • нарушая дисциплину, ребенок осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей: привлечение внимания, власть, месть родителям, избегание неудачи.

Рассмотрим каждую из причин более подробно.

Привлечение внимание. Еще в раннем детстве ребенок плачет – к нему бегут родители. Он разбил дорогую вазу и получил больше внимания, чем за целый день хорошего поведения. «Если я хочу, чтобы мама и папа были рядом, я должен сделать что-то, что они запрещают!» - вот что усвоил ребенок. Иногда ребенку получить «сердитое» внимание лучше, чем не получить никакого.

Потребность во внимании – базовая потребность, такая же, как еда и питье с точки зрения физиологии. Необходимо учить ребенка просить внимание в приемлемой форме.

Власть. Знаменитое требование «я сам» трехлетнего малыша сохраняется в течение всего детства, особенно обостряется у подростков. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. Но им становится особенно трудно, когда родители общаются с ними в форме указаний, замечаний. Родители считают, что так они прививают своим детям правильные привычки, приучают их к порядку, предупреждают ошибки, вообще – воспитывают.

Весь вопрос в том, как правильно это делать. Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, то ребенок начинает бунтовать. Родители сталкиваются с упрямством, капризами, неподчинением. Смысл такого поведения – отстоять право самому принимать решения и нести за это ответственность, то есть показать, что он личность. И не важно, что решение может быть ошибочным или неудачным, зато оно свое, а это главное.

Месть родителям. Это самый тяжелый случай для воспитания. Дети часто бывают обижены на родителей. Причины могут быть разными: ревность к младшему ребенку, развод родителей, ссоры в семье и т.д. Много и единичных поводов: резкое замечание при сверстниках (подросток), невыполненное обещание, несправедливое наказание и др.

В глубине души ребенок переживает, а на поверхности демонстрирует непослушание, протест. Смысл «плохого» поведения – «Вы сделали мне плохо – пусть и вам будет плохо!»

Избегание неудач. Может случиться так, что ребенок переживает свое неблагополучие в одной области жизни, а неудачи возникают совсем в другой. Например: у ребенка не сложились в классе отношения, а следствием будет запущенная учеба.

Причина этого - низкая самооценка ребенка. Из-за неудач и критики в свой адрес он вообще теряет уверенность в себе. Он приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится».

Родители могут помочь своему ребенку. Но для этого надо понять причину непослушания. Надо понять, какая из четырех причин мешает ему нормально жить и помочь.

Задача понять причину, на первый взгляд, непростая. Ведь разные причины могут внешне проявляться одинаково. Например: плохая учеба может быть связана и с желанием привлечь внимание, и с нежеланием подчиняться взрослому (власть), и отплатить родителям (месть), и потерей веры в свои силы.

Выявить истинную причину «плохого» поведения довольно просто, хотя способ может показаться неожиданным: родителю надо обратить внимание на собственные чувства.

Посмотрите, какая эмоциональная реакция возникает у вас при непослушании или неподчинении ребенка. Удивительно, но ваша реакция – это своеобразное зеркало скрытой эмоциональной проблемы ребенка.

Какие же чувства соответствуют каждой из четырех причин? Если ребенок борется за внимание - то у родителей возникает раздражение; если желание власти – гнев; месть родителям – обида; избегание неудачи – безнадежность и отчаяния.

Как видите, чувства разные. Какое именно подходит к вашему случаю? Что делать? Главное. Постараться не реагировать привычным способом, то есть так, как ждет от вас ребенок.

Если идет борьба за внимание, надо уделять больше внимание хорошему поведению и не реагировать на «плохое» поведение. Например: «Спасибо, что вынес мусор» (и не важно, что вы просили его это сделать два раза, самое главное - он это выполнил, и за это надо похвалить).

Если источник конфликтов – борьба за власть, то следует, наоборот, уменьшить свой контроль за делами ребенка. Мы уже говорили, как важно для ребенка накапливать свой опыт собственных решений и даже неудач. В переходный период налаживания ваших отношений воздержитесь от таких требований, которые он, скорее всего не выполнит. Напротив, очень помогает то, что может быть названо «методом подстройки»: вы не оспариваете решение, к которому он пришел, а договариваетесь о деталях и условиях его выполнения. Помните, что упрямство ребенка – это лишь раздражающая вас форма мольбы: «Позвольте же мне, жить своим умом».

Если вы испытываете обиду, то нужно спросить себя: «Какая боль у ребенка? На что он мог обидеться?» Поняв причину, следует ее устранить.

Самая трудная ситуация – у отчаявшегося родителя и разуверившегося в своих силах ребенка. Умное поведение родителя в этом случае – «сбросить на ноль» свои ожидания и претензии. Поверьте, ваш ребенок что-то может и к чему-то даже очень способен. Но пока он такой, какой есть. Найдите доступный для него уровень решения задач. Организуйте с ним совместную деятельность, сам выбраться из тупика он не может.

И никакой критики! Ищите любой повод, чтоб его поощрить, отмечайте даже самый маленький успех. Вы увидите: первые успехи окрылят вашего ребенка.

Если Вы испытываете трудности в общении с ребенком – обращайтесь к специалистам, которые помогут найти выход из сложившейся ситуации.

В учреждении социального обслуживания ХМАО-Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Юнона» ведут прием психологи, социальные педагоги, специалисты по социальной работе, юрисконсульт, психиатр-нарколог.

Наш адрес: г. Сургут, ул. Бажова, 16\1, тел. 35-48-28, 35-48-60.

Е. А. Некряч - психолог отделения социального сопровождения замещающих семей УСО ХМАО-Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Юнона»

=Материал опубликован 16.12.2008