Чем болеют дети у нас в России?

Сургут • Разделы    → Здоровье


С чем чаще всего сегодня встречаются педиатры? Аллергические реакции, атопический дерматит, астма, неврозы, мигрирующие боли, утомляемость, частые простудные заболевания.

На первом году жизни часто выявляются атопические изменения на коже – покраснения, сухость, высыпания, зуд. При этом, чем больше забота в семье, лучше условия и возможности питания ребенка, и по ассортименту продуктов, и по качеству, тем чаще встречаются атопические проявления.

В детском саду дети часто болеют простудными заболеваниями. Все медикаментозные попытки укрепления иммунитета не приводят к желаемому результату. Хронический насморк, раннее разрастание аденоидов (уже с двухлетнего возраста) отмечаются все чаще. Ребенок почти перестает посещать садик. При этом дети постоянно наблюдаются у педиатра и получают какую-то терапию.

Астма – бич современной педиатрии – «помолодела». Уже в 3–4 года дети становятся хрониками и вынуждены получать бронхолитические ингаляции. Актуальна и проблема мигрирующих болей – дети жалуются на боли в костях, в суставах, почти все страдают головными болями. Малыши уже проявляют себя как «метеозависимые», то есть реагируют на изменение погоды! Увеличилась частота детских тиков, невротических реакций, нарушений ночного сна. Дети менее выносливы, они меньше двигаются. Частые простудные заболевания ограничивают возможность занятий спортом, и все это замыкает патологический круг.

Прежде всего, необходимо разобраться в причинах. Безусловно, важную роль играют ухудшение экологии, загрязнение воздуха и воды, невероятный темп жизни взрослых, стрессы, курение, алкоголизм, наркомания – все это в конечном итоге приводит к рождению более ослабленных детей. Чтобы как-то повлиять на ситуацию, требуются решения на уровне государства.

С другой стороны, поведение взрослых в отношении детей в каждой отдельно взятой семье можно изменить, и это становится совершенно новой задачей педиатра. Например, грудное вскармливание и введение прикорма после 6 месяцев жизни малыша может значительно уменьшить частоту атопических проявлений. Или прием антибиотиков – с самого раннего возраста родители бесконтрольно дают их детям по любому поводу, осложняя тем самым формирование собственной иммунной защиты ребенка.

Дети страдают от огромной умственной нагрузки. Уже с первого класса они вынуждены большую часть времени проводить за уроками, поздно ложиться спать. Времени на прогулки и подвижные игры практически не остается. Дома дети сидят у компьютера, за игровыми приставками, смотрят телевизор. Все это вызывает невротические реакции, приводит к ослаблению формирующихся мышц и сосудов, к появлению функциональных мигрирующих болей.

В ситуации стресса, нехватки времени, конфликтов с родителями и адинамии дети начинают много есть, предпочитая «нездоровую пищу». Обмен веществ нарушается, возникает угроза ожирения.

Что же делать? И всегда ли так уж виноваты родители в том, что их дети ослаблены и им трудно адаптироваться в этом сложном мире? К сожалению, часто все, что они делают по отношению к ребенку, соответствует рекомендациям педиатров. Другими словами, сама педиатрия сегодня требует реорганизационных изменений. Прежде всего, обучения педиатров с акцентом на сегодняшние проблемы, на четкое разграничение болезней, требующих обязательного применения лекарственных средств, и состояний, требующих ограничения медикаментов.

Педиатр должен быть нацелен на долгосрочное поддержание здоровья ребенка, а не только на решение сиюминутной проблемы. На первое место выходят проблемы консультирования родителей и разъяснения роли семьи в формировании здоровья ребенка.

Можно подумать, что это общие фразы. Кстати, родители так нередко и думают. Многие приходят к врачу с конкретной проблемой и хотят, чтобы ребенку быстро поставили диагноз и дали лекарство, – и все пройдет. Иногда врач прекрасно понимает, что не нужно проводить специальных обследований, что в данном случае необходимо изменить стереотип поведения родителей и ребенка и постепенно проблема может исчезнуть. Без этого имеющееся функциональное нарушение перерастет в реальную болезнь.

Однако родители смотрят на такого врача недоверчиво, им не хочется предпринимать какие-либо усилия – проще думать, что врач некомпетентен, и найти другого специалиста, который пойдет у них на поводу, проведет обследование и выпишет кучу препаратов, которые если и принесут облегчение, то очень кратковременное, не решая проблему в целом. К сожалению, большинство родителей очень любят «лечить» детей. С другой стороны, наблюдается тенденция к недоверию врачам вообще, иногда абсолютно оправданная. В наших мединститутах не преподаются медико-психологические навыки консультирования. Считается как бы само собой разумеющимся, что врач должен уметь разговаривать с больным. Но консультирование – это не просто разговор, а умение так направлять диалог с пациентом и родственниками, чтобы вместе прийти к какому-то общему решению, как помочь больному.

Сегодня значимость консультирования стала настолько очевидной, что необходимость внедрения его как технологии отмечена в национальном проекте «Здоровье». Некоторые шаги уже предпринимаются. Пожалуй, лучше всего дело обстоит со «школами астмы». Они созданы практически во всех крупных поликлиниках и областных больницах. Там дети и их родители получают наглядные пособия, ведут «дневники поведения» и многое другое.

Почему это направление развивается лучше всего? Потому что принципы обучения родителей и ребенка, методика оказания срочной помощи и лечение астмы достаточно разработаны, соответствуют международным нормам и отечественным стандартам. Это позволяет создавать систему на основе единой идеологии.

В остальных областях подобного единства мнений нет. Например, головные боли у одного и того же ребенка могут оцениваться как функциональные, требующие консультирования родителей по образу жизни и поведения ребенка, или как тяжелое проявление внутричерепной гипертензии, что требует длительного медикаментозного лечения.

Отсутствие единого алгоритма обследования и постановки диагноза, понимания проблемы в целом – самое большое отличие отечественной педиатрии от западной. Таким образом, перед российскими специалистами стоит задача пересмотреть оценку детских болезней и выработать общий подход к лечению детей и консультированию родителей.

Елена Кешишян,
www.geo.ru

=Материал опубликован 10.12.2008