Внимание! Данные материалы находятся в архивном разделе, учитывайте дату публикаций.
Работаем для тех, кто нуждается в помощи
Сургут • Разделы → Здоровье
Психолого-медико-педагогической комиссии Сургута – 20 летВ решении проблем детей и подростков с особенностями в развитии значительную роль играет психолого-медико-педагогическое консультирование. Вот уже 20 лет в Сургуте в этом направлении эффективно работает психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). За эти два десятилетия в комиссии были обследованы и получили консультативную помощь более 20 тысяч детей и их родителей. На прошлой неделе представители СМИ города побывали в комиссии, чтобы воочию убедиться, кто и как обследует «особенных» детей.
Дети нуждаются в помощиНаталья Хоманько имеет два высших образования, она учитель русского языка и литературы и логопед. В комиссии Наталья Анатольевна работает уже 13 лет, с 2013 года она начальник отдела по организации работы ПМПК. – В прошлом году исполнилось 20 лет с момента образования в Сургуте нашей комиссии как постоянно действующего органа, – рассказывает Наталья Хоманько. – Это первое подобное учреждение в округе. У нас работают учителя-логопеды, дефектологи, психологи, врачи, сформирована своя база данных. В развитии детей существует такое понятие, как «условная норма»: багаж знаний и умений, навыков социального поведения, самообслуживания, развития речи и другие факторы. Если ребенок этой нормы не достигает, у него могут возникнуть проблемы в обучении. Развитие, социализация и подготовка к обучению в школе могут быть достигнуты совместными усилиями родителей и специалистов, педагогов и врачей. Не всегда удается добиться полного успеха, но помощь ребенку, в том числе и усилиями родителей, все равно дает результат. Комиссия работает с детьми от рождения до 18 лет. Есть программы для детей с нарушениями слуха, речи, интеллекта, аутистического спектра и другие. В заключении ПМПК указывается на необходимость проведения коррекционных занятий, использование специальных учебников и средств. Получая заключение, родители имеют право обратиться в органы управления образованием либо в образовательную организацию. У нас налажено тесное взаимодействие со всеми образовательными организациями. Наша цель – сопровождать ребенка в течение всего периода его обучения. Через определенное время ему может потребоваться помощь новых специалистов, в том числе и по проведению профориентационной работы. Такие дети нуждаются в педагогической помощи постоянно.
Лучше проблему не замалчивать– Некоторых родителей слово «комиссия» пугает, – рассказывает Наталья Хоманько. – Зачастую родители говорят о том, что испытали шоковое состояние, услышав о необходимости посещения ПМПК. Конечно, не всегда родители готовы услышать, что у их ребенка есть проблемы. Но не нужно пугаться, надо разобраться, что за этим стоит. И здесь специалистам комиссии надо понять, готов ли родитель сейчас принять информацию о ребенке и в каком объеме. Есть мнение врачей, что детей с нарушениями интеллекта становится все больше, количество обращений в комиссию ежегодно растет: в 2013 году – 1200 обращений; в 2014 г. – 1425 случаев; в 2015 г. – 1533. То есть на 100-200 детей число обращений увеличивается. Родители приходят в ПМПК сами, интуитивно чувствуя, что у ребенка в развитии что-то не так. В приоритете работы комиссии – раннее выявление отклонений в развитии. Доказано наукой и практикой, что чем раньше начинает оказываться помощь, тем лучше результат. Одно из самых распространенных заблуждений родителей: если ребенок не говорит до пяти лет, ничего страшного, после «выговорится». Но речь – это один из ярких показателей того, что у ребенка какие-то проблемы. Если речи нет, это может быть задержка речевого развития, которая быстро исправится, но это может свидетельствовать и о том, что у ребенка серьезные проблемы с развитием интеллекта. Все функции в организме взаимосвязаны, и если одна из них нарушена, то все остальные тянутся за ней как за ниточку.
В основе общения с ребенком – играВ комиссии работают два педагога-психолога, два учителя-дефектолога, два учителя-логопеда, психиатр, невролог. У всех опыт практической работы не менее 10 лет. Основные принципы: умение работать в команде, слышать друг друга, уметь принимать взвешенные решения исключительно в интересах ребенка. Основной принцип общения с ребенком, конечно, игра. Нам показали фрагменты занятий по обследованию детей. Наша ПМПК единственная в округе обладает специальными помещениями, безбарьерной средой: здесь пандусы, расширенные дверные проемы, специальный санузел, беспороговая кабинетная среда. Есть особая игровая комната, где специалисты имеют возможность наблюдать за ребенком «за стеклом» (зеркало Гезелла) – специальной прозрачной стеной, не мешая малышу с трудностями адаптации находиться в игровой комнате только с мамой. Педагоги анализируют, как ребенок ведет себя в естественной игровой деятельности, и подключаются лишь в определенный момент. В день пресс-тура дети считали фигурки, составляли по картинкам рассказы, определяли размеры и цвета предметов. И очень хорошо, что у тех, кто был в этот день на ПМПК, прогнозы благоприятные: эти дети смогут учиться в обычных образовательных организациях.
Работа с детьми, родителями и педагогами
|
=Материал опубликован 27.02.2016