За уроки всей семьей? Как не стать «домомучителем», проверяя выполнение уроков у первоклассника?

Сургут • Разделы    → Школьники

«Ты пошел в школу, а значит, стал совсем взрослым!» - часто говорят родители первоклассников, отправляя своего ребенка на учебу. Конечно же, доля правды в этом есть, однако мамам и папам необходимо помочь «повзрослеть» своему чаду. И выполнение домашних заданий совместно – один из важных моментов этого периода. Как распределить личное время ученика начальной школы, стоит ли заставлять ребенка учить уроки и чем чреваты мечты родителей вырастить отличника - «На ПАРТАле» рассказал психолог МКУ «Центр диагностики и консультирования» Светлана Шматова.

Не забывать об отдыхе

Чтобы новоиспеченный школьник с первых же дней не потерял интерес к обучению, его родителям следует очень тщательно продумать свое поведение. Во-первых, сразу по возвращении ребенка из школы не стоит усаживать его за выполнение домашних заданий. У первоклассника должно быть как минимум полтора часа на отдых, питание и, конечно же, активные игры. В первом классе по нормативам, утвержденным медицинским сообществом России, первоклассник должен заниматься выполнением домашних заданий не более полутора часов в день. Но и это время тоже следует посвятить урокам дозированно.

- Конечно, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации обучения время выполнения домашних заданий в начальной школе не должно превышать полтора часа. А в первом классе обучение осуществляется без заданий на дом. Но чтобы первоклассники могли безболезненно привыкнуть к выполнению домашних заданий и для закрепления учебного материала, учитель может рекомендовать родителям позаниматься дома с ребенком. В начальной школе нужно чередовать отдых с подготовкой к занятиям. К примеру, за 15-20 минут с ним можно что-то выучить по литературе, а потом дать пять минут, чтобы он отдохнул. Следующие 15-20 минут с ним нужно заниматься математикой. Но также не забывать об отдыхе, - прокомментировала Светлана Шматова.

Правильно нужно организовать и рабочее место первоклассника, убрав со стола все лишнее, включая игрушки и тем более гаджеты.

- Если ребенок днем делает уроки самостоятельно, то чувство времени у него может потеряться. И лишние предметы на столе только способствуют этому. И чтобы стол для выполнения уроков не превратился в место для мечтаний, а потом и мучительных полуночных проверок с родителями, мамам стоит сосредоточить рабочую зону на самых важных вещах – учебники, пенал с необходимой канцелярией и тетради, - пояснила психолог.

Нелюбимый - значит непонятный

Кстати, о самостоятельности. Здесь специалисты советуют родителям придерживаться золотой середины, не перегибая палку с опекой и контролем, но и не пуская на самотек закрепление знаний.

- Нужно понимать, что если ребенку предоставить полную свободу действий при подготовке уроков, то, во-первых, он может решить, что родителям неинтересно то, чем он занимается в школе, а во-вторых, ребенок может не справиться самостоятельно с объемом, растягивая время подготовки уроков, - объясняет психолог.

Поэтому контролировать школьника все-таки надо. Родители во время выполнения домашних заданий даже могут корректировать отношение своего ребенка к «нелюбимым» предметам.

- Мамы могут воспользоваться интернетом и взять себе на заметку из разных источников курсы, к примеру, «Занимательной математики», если ребенок не любит этот предмет. Вообще, часто уроки попадают в разряд «нелюбимых» оттого, что школьник не усваивает программу по данному предмету, то есть ему где-то стало непонятно то, о чем рассказывали на уроках. Родители могут выяснить, что он упустил, и отработать с ним дома данный материал, чтобы решить проблему, - говорит Светлана Шматова.

Важно учесть, что в первом классе школьник учится не только и не столько для себя, сколько для мамы и папы, бабушки и дедушки, которые радуются за него, хвалят и восхищаются им. Поэтому одобрение взрослых и похвала являются для ребенка мощным стимулом хорошо учиться. И еще одно предупреждение: никогда не ругайте сына или дочь за исправления, даже если от них в тетради «грязь». Самоисправления - это первая форма самоконтроля.

«Отметочная» психология, или Чего делать нельзя

К слову, с самых первых дней настраивать школьника на получение только положительных отметок тоже не есть хорошо. Специалисты называют такое явление «отметочной психологией».

- Ребенок ходит в школу за знаниями, а не за оценками. Очень часто родители нацеливают ребенка на то, чтобы он завершил четверть, полугодие, весь учебный год на одни пятерки. Такие дети чувствуют себя в долгу, и если получают не пять, а четыре или еще хуже – три, то боятся одного – гнева родителей. Сначала в них поселяется страх, а со временем они начинают к этому привыкать и даже выпрашивать оценки у учителей, списывают, хитрят. И, конечно, это сказывается на качестве их знаний, - объясняет психолог.

А вот чего делать нельзя, так это наказывать первоклассника физически, да и морально. Это может негативно отразиться на отношении к школе, взаимоотношениях с родителями, самооценке и эмоциональном состоянии. Все рекомендации психологов нужно воспринимать исходя из особенностей ребенка, так как к каждому необходим индивидуальный подход.

Ольга Прядоха

Новости Югры - http://ugra-news.ru

=Материал опубликован 11.12.2015