Внимание! Данные материалы находятся в архивном разделе, учитывайте дату публикаций.
Кризис трех лет, или Как родителям научиться искусству дипломатии
Сургут • Разделы → Психология → Воспитание
Если ваш улыбчивый и некогда послушный малыш стал упрямиться и на все ваши вопросы отвечать категорично «нет!», то вас можно поздравить. Да-да, именно поздравить. Психологи утверждают, что кризис трех лет (а такое поведение можно объяснить, скорее всего, возрастными особенностями трехлеток) - это очередная ступень развития ребенка. Однако зачастую справиться с новыми повадками маленького, но уже взрослого (!) человека, родителям сложно. Ведь на этот же период приходится и адаптация ребенка в детскому саду. Как научиться искусству дипломатии и о чем нельзя забывать, когда в дом приходит этот самый кризис трех лет, - «На ПАРТАле» рассказали психологи Центра диагностики и консультирования Инга Зябко и Елена Нериз.
«Семизвездие» кризисаСТ: Когда у ребенка начинается кризис трех лет и какие «симптомы» проявляются у малыша при этом? Инга Зябко (далее ИЗ): Понятно, что строго в день трехлетия кризис не начинается, у всех детей это очень индивидуальный процесс. Все зависит от развития ребенка. Если он развивается с небольшим опережением, то кризис может наступить и в два с половиной года. Иногда начинается в три с половиной. Так что если родители начали наблюдать все признаки кризиса еще до трехлетия малыша, то можно радоваться – это признак опережающего развития вашего чада (улыбается). Родителям нужно понимать, что до этого возраста ребенок себя личностью не осознавал. А как раз сейчас он позиционирует себя как самостоятельный человек. В своей речи ребенок впервые начинает употреблять местоимение «Я», причем очень активно! Недаром в это время малыш часто говорит маме «я сам!». Елена Нериз (далее ЕН): Я еще добавлю, что кризис трех лет проявляется в семи «симптомах», таких как негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, капризы, истерика. Психологи обычно эти признаки называют «семизвездием», потому как конусы звезды острые, как и поведение малыша в этот период. Этому периоду присущи истерики - без них пережить кризис трех лет практически невозможно. Это тоже определенный этап развития ребенка. Малыш таким образом дает понять, что он имеет право на свое мнение и желает, чтобы с ним считались./p> СТ: И как стоит родителям реагировать на такие возрастные истерики? ЕН: Родителям нужно запастись терпением - это главное правило. Когда у ребенка случилась истерика, то доказывать или успокаивать сразу его не имеет смысла. Спокойным голосом стоит объяснить, что поговорите с ним, когда он успокоится. Здесь как раз тот случай, когда концерт будет продолжаться, пока есть зритель. Если истерика случилась не дома, и вы не можете увести ребенка в отдельную комнату, то дайте ему понять, что вы не реагируете на его крики. Если же это произошло дома, то стоит оставить малыша одного, объяснив, что это не наказание, а пауза для успокоения. Например: «Я вижу, мы не можем договориться, поэтому объявляется перерыв на три минуты. Нам надо успокоиться. И тебе, и мне». При этом взрослый остается рядом, благодаря чему ребенок понимает, что его не бросили и не наказали. Ребенку нужно дать столько времени, сколько ему лет, - в данном случае три минуты. Если этого времени не хватило, то подождите еще три минуты. Когда малыш успокоился, спокойно поговорите с ним, озвучив ему его чувство. Например: «Ты сердишься, потому что не получил конфету». Таким образом ребенок ощущает, что его понимают.
Сказки-лекарстваСТ: А чего делать ни в коем случае нельзя? ИЗ: Во-первых, ребенку нужно установить границы дозволенного и самим родителям за них не выходить. Если что-то делать нельзя, значит, так должно быть и сегодня, и завтра, и через месяц. Но стоит помнить, что запрещать все - тоже плохо. На один запрет должно быть два разрешения. Ребенку в этом возрасте нужно давать альтернативу. Спросить: «Ты хочешь сейчас пойти гулять?» - будет неверно. Нужно изменить фразу, например: «Мы сегодня пойдем гулять. Какую машинку ты хочешь взять на прогулку: синюю или красную?» Так вы даете малышу возможность выбора, и одновременно исключаете односложное «Нет». Физическое наказание неприемлемо вообще, как и моральное подавление. Это очень важный возраст, и если сейчас ребенок не научится справляться с упрямством, негативом и другими отрицательными проявлениями, то это потом ляжет в основу его характера. ЕН: В этот период ребенку нужно уделять больше внимание. Даже если в семье несколько детей, хотя бы 15-20 минут вечером после детского сада стоит позаниматься с ним. Восемь объятий в день – минимальная «порция» ласки от мамы. СТ: Кстати, есть ли какие-то «терапевтические» игрушки для трехлетних детей? ИЗ: Очень хороши в воспитательных мерах терапевтические сказки. Сейчас в книжных магазинах большое количество «сказок от капризов», где на примере отстраненных персонажей описывают стандартные ситуации, в которых наверняка может быть и сам ребенок. Отлично помогают справиться с какой-либо ситуацией и игры с куклами по ролям. Объясняйте малышу правила вежливости, нормы поведения, учите вести себя за столом или в гостях, взяв в «союзники» его игрушки. Мама может срежиссировать проблемную ситуацию и обыграть ее. Ребенок в этом возрасте уже может проецировать такие вещи и на свое поведение.
Организм хитрееСТ: Кризис трех лет, как правило, совпадает с периодом адаптации в детском саду. Накладывает ли это свой отпечаток на поведение ребенка? ЕН: Безусловно! Сам процесс социализации для ребенка очень болезненный. Раньше его общение ограничивалось узким семейным кругом, а теперь в его жизни появились еще и друзья из детского сада, незнакомая тетя – воспитатель. В голове маленького ребенка может возникнуть довольно-таки неприятная цепочка: «Я подрос, мама пошла на работу и меня отправили в сад. Значит, я не нужен!» В этот момент маленькому детсадовцу стоит каждый день говорить о том, насколько он вам нужен, как сильно вы его любите и что с появлением в его жизни детского сада ничего не изменилось, просто мама пошла на работу, чтобы зарабатывать деньги, но вечером она будет с ним дома. Тогда эти два кризисных периода пройдут намного спокойнее. СТ: Многие родители говорят о том, что как раз в этом возрасте дети начинают часто болеть, причем ни с того ни с сего. Имеет ли место быть психосоматический синдром, вызванный кризисом и адаптацией в детском саду? ИЗ: Не исключено. Организм человека устроен очень мудро. В период адаптации у ребенка возникает чувствительность ко всем воздействиям окружающей среды. Кроме того, «уход в болезнь» является защитной реакцией любого организма - как детского, так и взрослого. Не выдержав нагрузки, бессознательно стремясь уйти от травмирующей ситуации, ребенок заболевает. А заболев, он возвращается в привычную домашнюю обстановку, к которой он так хорошо адаптирован. Облегчить процесс адаптации можно, уменьшив время или интенсивность нагрузки. Другими словами, сократив время пребывания ребенка в детском саду или создав щадящие условия, окружив малыша вниманием и заботой. СТ: Часто к вам обращаются за помощью родители детей такого возраста? ЕН: Конечно, обращаются. Но помимо проведения личных консультаций, мы выезжаем на родительские собрания в детские сады. При этом мамы задают нам много вопросов. Мы стараемся помочь скорректировать их поведение, дать советы. Как правило, эти проблемы быстро решаются. Нормально развивающийся ребенок уже к пяти годам переживает этот кризис. Ольга Прядоха
|
=Материал опубликован 04.12.2015