Не бойтесь, если ребенок в гневе кричит, а бойтесь, если ребенок в гневе молчит

Сургут • Разделы    → Воспитание

Гнев считается одной из нормальных и здоровых эмоций. Вот только как реагировать, когда гневается ребенок? Уже двухлетний малыш начинает осознавать свои желания и нужды, он контролирует взрослых своими действиями, он не терпелив, ему хочется всего и сразу.

Скрытой причиной гнева ребенка может стать стрессовая обстановка в семье, плохие отношения между родителями, трудности общения со сверстниками, недостаток внимания, гиперактивность, уныние, беспокойность.

Легкое раздражение – обычное начало гнева, оно сменяется яростью, сильным эмоциональным возбуждением, агрессией, истерикой. Кода ребенок недоволен, он не контролирует свои действия.

Какова природа гнева?

Злость всегда носит разрушительный характер. Если человек гневается, он так протестует против чего-то, выражает свое неприятие, возмущается. Для гнева как одного из вида эмоции характерны физические и биологические изменения в организме. Это и учащение пульса, и повышение давления, и увеличение уровня адреналина. Реакция на стресс или опасность – это тоже гнев, позволяющий защитить человека от угрозы. Получается, что благодаря гневу человек выживает.

Молчаливый гнев

Есть неадаптивный, дезорганизующий, травмирующий самого человека и окружающих его людей гнев, тот, который не соответствует ситуации. Вот он становится причиной всех проблем. При пассивно- агрессивном поведении появляется подавленный гнев, накапливается враждебность, которая обязательно проявится в будущем, но которая на данный момент выражается беспричинным упрямством. Затаенная ненависть и злопамятность омрачают существование, портят характер малыша.

Родители должны уметь отличать обоснованные требования ребенка от капризов. Конечно, ребенок может использовать гнев в своих целях, но это не решает проблем. Ребенка, также как и его маму с папой, многое не устраивает, и эту «битву» с гневом родители начинают только в соответствии со своими желаниями. Бывает, что в этих попытках ставятся под сомнения родительские навыки. Родителям свойственно переживать чувство вины, они начинают сомневаться в своей состоятельности и компетентности.

По мнению взрослых, если сын или дочь направляют свою ярость против родителей, это является проявлением непочтительности и эгоизма. Такая точка зрения мешает правильному подходу к вопросу обучения ребенка тому, как побороть свой гнев. Отрицание этих эмоций и нивелирование их значения не поможет его одолеть, а ведь гневом можно управлять, чтобы он стал эффективным или хотя бы приобрел терпимую форму.

Что обычно заставляет взрослых выходить из себя – денежные проблемы, автомобильные пробки, задержка дел, смятение, неосуществимость каких-то желаний. То есть люди так реагируют на потерю уверенности в собственных силах, состояние подавленности. У ребенка вызывает злость что-то другое. Разница лишь в том, что взрослый человек понимает свои чувства, умеет ими управлять, реагирует на ситуацию согласно правилам этикета. Ребенок не умеет разбираться в таких разных эмоциях и корректно их реализовывать. У ребенка эмоциональному взрыву (гневу) часто предшествует беспомощность, смущение, тревога, одиночество, боль, разочарование, невозможность повлиять на ситуацию, страх потери.

Злость помогает справиться с грустью и тревогой. Об открытом гневе можно говорить как о полезной реакции, ведь это способ «сообщить» маме с папой, что что-то идет не так, и требуется изменить условия, среду, взаимоотношения. Часто агрессивно настроенная личность своим поведением оскорбляет и обижает других.

Как действовать родителям?

Ребенок отличается от взрослых своими «сплошными» переживаниями, он спонтанен и искренен в данную минуту, его захлестывают эмоции. Ошибаются те родители, которые запрещают ребенку проявлять чувство злости, стыдят и ругают его за это, вместо того, чтобы помочь. Не исключено, что для обозначения своих чувств ребенку понадобится помощь взрослых. Часто, когда мама или папа не может справиться со своим чадом, они считают, что проще просто отшлепать его, вместо того, чтобы успокоить и объяснить, что для выражения гнева надо выбирать более подходящие способы. Ребенок сердится, кричит, демонстрирует свою ярость, он уверен, что в этот момент он прав. Он редко осознает истинные причины своего раздражения.

Наказание – не самый лучший метод воспитания. Можно, например, смоделировать и разобрать ситуацию, ввести какие-то ограничения, привести личный пример, обернуть причину злости ребенка в шутку. Если у малыша не прекращается истерика, обнимите его, так ему будет легче справиться со своими эмоциями. Ребенку необходимо иногда снять напряжение, дать волю злости, высвободить энергию, приложить куда-то свою силу. Поручите ему сделать что-то по дому, разрешите поиграть с друзьями в футбол, посетить спортзал. Пусть он куда-то направит весь свой негатив, переключится на что—то, хорошенько устанет.

Ребенку надо учиться определять свой гнев, выражать его и уметь управлять им. Кроме того, сдерживая плохие эмоции, можно навредить здоровью. Подавить гнев –это только пол дела, на короткое время, ведь он обязательно проявится с новой силой причем по совершенно незначительному поводу.

Помогите малышу понять, что с ним происходит, озвучивайте и описывайте словами его чувства: «сейчас ты злишься, я это вижу». Проявите понимание и поддержите малыша: «ты хотел поиграть с моим телефоном, но я запретила тебе это делать». Скажите, что вам знакомы такие же переживания: «я тоже не люблю отрываться от интересного дела», «и я была когда-то на твоем месте». Научите ребенка переправлять злобу на другие объекты. Предложите ему, скажем, покидаться подушкой, помять лист бумаги, изобразить того, на кого он злится, слепить предмет, вызывающий раздражения и вслед за тем раздавить его. Покажите малышу, как это надо делать пусть он участвует в процессе. Поступая таким образом, вы покажите, что с уважением относитесь к чувствам ребенка, но все-таки ему придется придерживаться определенных ограничений относительно их проявления. Агрессия запрещена, ведь есть другие пути, помогающие преодолеть злость и ее проявление.

Марина Романова

=Материал опубликован 05.09.2015