Внимание! Данные материалы находятся в архивном разделе, учитывайте дату публикаций.
Наталья Комарова: Наша позиция – создание условий для получения качественного, конкурентного образования
Сургут • Разделы — Школьники
В декабре этого года Югра, признанный лидер отечественной экономики, энергетическое сердце России, отметит свое 85-летие. Стратегический потенциал Ханты-Мансийского автономного округа – деловая, научная и творческая активность населения, эффективность промышленной политики и государственных ресурсов. Югра занимает лидирующие позиции в производстве электроэнергии, по добыче нефти, газа и объему инвестиций в основной капитал. Нужно хотя бы раз побывать в Ханты-Мансийском автономном округе, пройтись по уютным, чистым и спокойным улицам столицы, где ни одно здание не похоже на другое, заглянуть в филармонию Сургута, которая для югорчан, как Большой театр в Москве, – так же любима и востребованна. Еще нужно успеть познакомиться с жителями Белоярского, небольшого, современного города, расположенного в тайге. Тут вам непременно покажут любимые места отдыха горожан – музыкальный фонтан и уникальный экоцентр «Нуви Ат» (в переводе с языка хантов – «белая ночь»). В каждом городе, в каждом самом отдаленном поселке Югры есть свои достопримечательности, которыми местные жители по праву гордятся. Знакомство и разговор с временно исполняющей обязанности губернатора Ханты-Мансийского автономного округа Натальей Комаровой, руководителем с 26-летним стажем работы на Севере, имеющей 8-летний депутатский опыт работы в Государственной Думе РФ, позволили получить ответы на многие вопросы столичного журналиста, и не в последнюю очередь – о современных условиях работы системы образования на примере Югры. Но вначале хотелось задать и важный для меня вопрос. – Наталья Владимировна, вы работаете в необычным регионе – суровом, с мужским характером. Как удалось найти с ним «общий язык»? – Вопрос не новый. Ответ простой: я горжусь тем, что женщина, не пытаюсь мериться силой с мужчинами. Стараюсь работать так, чтобы сама себе могла ответить, что сделала все необходимое для людей, для округа, для страны. В 24 года я приехала на север и 21 год проработала на Ямале. Именно там сформировались главные правила, которым я следую и теперь. Новый Уренгой научил меня отличать главное от второстепенного, находить альтернативные решения и аргументировать свою позицию ответственности перед людьми. Всегда опираюсь на людей, нуждаюсь в общении с ними, накапливаю их мудрость. У нас, на Севере, нет равнодушных. Мы всегда желаем всем, как говорит наша знаменитая писательница Мария Кузьминична Волдина, «добра и света». А еще югорчане говорят: «Увидеть Югру – влюбиться в Россию!». Ответила на ваш вопрос? – Спасибо, Наталья Владимировна. В последнее время в моду вошли различные образовательные рейтинги и мониторинги. Насколько вам, как губернатору, важна подобная внешняя оценка или вы про своих и так все знаете? – Надеюсь, знаю. Но здесь полезны разнообразные взгляды. Мы в Югре проводим и свои окружные конкурсы, составляем рейтинги самых успешных учителей, школ, детских садов. Например, окружной конкурс «Учитель года» пользуется большой популярностью в учительском сообществе. Когда есть достижения, признанные важными экспертами, не буду скрывать, горжусь своими земляками... Например, Югорский физико-математический лицей-интернат дважды входил в число лучших отечественных школ повышенного уровня и, согласно исследованию агентства RAEX, включен в топ200 средних общеобразовательных организаций, чьи выпускники имеют наибольшие шансы поступить в ведущие университеты страны. В прошлом году сразу три детских сада Югры – нижневартовские «Эрудит» и «Семицветик» и «Страна чудес» из Ханты-Мансийска вошли в десятку лучших дошкольных общеобразовательных организаций России. Наши приоритеты – создание условий для качественного, конкурентного образования. Важно образовательную площадку оснастить так, чтобы Мастер научил молодых людей мыслить инновационно. Весь мир можно назвать интернет-деревней, знания распространяются с высокой скоростью, и борьба за лидерство между странами перешла в область интеллектуальных человеческих ресурсов. С линейными решениями трудно быть конкурентоспособными. Современность требует от специалистов в любой сфере деятельности нестандартных подходов. Не случайно во всех рейтингах есть эта строка: насколько удачливы выпускники, насколько серьезных высот они достигли в той области, которую выбрали. У нас есть свои такие истории. Например, Елена Петровна Грязнова закончила Сургутский педагогический университет в 2007 году, факультет иностранных языков – она с детства для себя определила, что будет только учителем и к своей профессии относится с большой любовью. В 2014 году стала «Учителем года» Сургута и призером окружного конкурса. В настоящее время возглавляет сургутскую школу №6. Еще история: Павел Ивашко в 2011 году поступил учиться в СурГПУ, никогда не занимался спортом, не имел никаких спортивных наград, однако учеба в университете, а главное, открывшиеся для Павла возможности заниматься спортом через 2 года дали прекрасные результаты. Он стал чемпионом Европы по легкой атлетике среди юниоров. В 2014 году – серебряным призером среди взрослых. В настоящее время Павел Ивашко – лидер российской сборной в Пекине на чемпионате мира, продолжает учиться в магистратуре. – Невероятный факт: всего лишь за первое полугодие 2015 года очередь в детские сады Югры сократилась почти в четыре раза. Как вам удалось добиться таких результатов? – Благодаря системной работе, всему комплексу реализованных в течение нескольких лет мер. Надо признать, что мы «задолжали» маленьким югорчанам. Пришлось навёрстывать упущенное, принимать беспрецедентные меры. Сегодня в Югре все дети в возрасте от 5 до 7 лет и более половины ребят 3–4 лет, зарегистрированных в электронной очереди, обеспечены местами в дошкольных организациях. Несколько лет назад мы могли о таком только мечтать. Еще в 2012-м дошкольное образование было доступно 82 процентам маленьких югорчан, сегодня им охвачены 94,3 %. Это не предел. К концу текущего года каждый ребенок Югры в возрасте от 3 до 7 лет сможет получить место в детском саду. В сроки, установленные в майских Указах Президента России, мы укладываемся. В условиях положительной демографической ситуации – детей становится больше – решать задачу приходится наперед, с «запасом». По этой причине мы ведем строительство детских садов – 22 новых детских сада открыты в 2014 году, в планах на 2015й – еще три десятка. – Наталья Владимировна, я побывала во многих школах Югры, они меня потрясли своими современными зданиями и оборудованием, даже в отдаленных поселках прекрасные школы! Хватает ли специалистов, ведь вы так много открываете новых объектов? – У нас обширные программные обязательства по образованию. Известно, что образование – один из самых денежно емких секторов наших бюджетных расходов! Малыши вырастают и идут в школу! Следовательно, процессы создания мест для дошкольников и учеников должны идти в технике опережения, помещения должны быть трансформируемыми под разные ступени образования. За три года ввели 18 школ на 7 260 мест, существенно улучшив условия для учащихся, то есть 97 % сети школ обеспечены всеми видами благоустройства; 87% – соответствуют современным требованиям обучения – это лучшие в России показатели. В этом году 1 сентября школьный звонок прозвенит для 197,7 тысячи учеников, включая 22,6 тысячи первоклассников. Для первоклассников из Октябрьского и Кондинского районов нашего округа праздник будет двойным: откроются 4 новые комплексные сельские школы–детские сады. Нам предстоит решать и задачи снижения процента сменности и поэтапного перевода обучения в односменный режим, замены устаревших зданий постройки 70х, изменения обучающего пространства школ в соответствии с федеральными образовательными стандартами. Получение достойных педагогических кадров для школ и детских садов – актуальная для нас задача. Специалисты занимаются сейчас вопросами структуры образования, перестраивают ее, переставляют акценты. Профессия учитель как никогда востребована в округе, становится привлекательной для молодых людей. Это подтверждает, например, конкурс на поступление в наш Сургутский педагогический университет. В этом году он составил 6,5 человек на место. Школы ждут учителей русского и иностранных языков, математики и физики. В июне вузы и колледжи округа выпустили более 500 педагогов. Так что все вакансии закроются, в первую очередь, за счет молодых специалистов. Почти 20% педагогов – это молодые специалисты. Наша задача – привлечь их в школу, создать необходимые условия, чтобы работа педагогом стала для них действительно любимым делом на долгие годы. В прошлом году, например, в школу пришли 247 педагогов, выпускников наших вузов. Все, кто нуждался, обеспечены жильем: 90 человек получили благоустроенные комнаты в общежитиях, 154 человека обеспечены служебными квартирами. Педагоги сельской местности, кроме того, получают и компенсацию на оплату жилищно-коммунальных услуг, в некоторых городах администрации муниципальных образований оплачивают половину расходов по аренде учительского жилья. Молодые учителя получают единовременную финансовую поддержку в размере двух окладов, а затем в течение первых двух лет ежемесячно к зарплате добавляется 2200 рублей. – Наталья Владимировна, понятно, что округу нужны не только учителя, но и специалисты других профессий. Какие? Что удается сделать в сфере профессионального образования? – Учитывая специфику нашего региона, нам нужны инженерные и высококвалифицированные рабочие кадры. У нас есть такой документ – прогноз потребности экономики региона в трудовых ресурсах до 2020 года, он размещен на сайте правительства Югры, в открытом доступе, с ним можно познакомиться. Так, если в 2010 году прием на инженерно-технические направления подготовки в вузах Югры составлял до 18 % от общего числа зачисленных на 1й курс, то в 2015 году – 32,2 %. В 2014 году осуществлен первый набор по направлению «Нефтегазовое дело». Этим летом состоялся первый выпуск энергетиков и строителей в Нижневартовском и Сургутском государственных университетах. Более 150 молодых инженеров пришли на предприятия округа. Округ невозможно представить без высококвалифицированных рабочих профессий. Мы готовим высококвалифицированных мастеров, востребованных местной экономикой, стараемся повысить престиж рабочих профессий. В этом заинтересованы и округ, и работодатели. Например, крупнейший из них – «Сургутнефтегаз» – организовывает в своем интерактивном музее образовательные проекты. Схожие программы предлагают детям и молодым людям и другие крупные предприятия Югры. В колледжах округа открыты ресурсные центры, где по заказу организации можно получить рабочую профессию с дополнительной специализацией. Шесть центров готовят кадры в сфере ITтехнологий, машиностроения и энергетики, строительного, транспортного, лесопромышленного, агропромышленного комплексов Югры. Есть еще два многофункциональных центра прикладных квалификаций, куда предприятия округа направляют своих сотрудников для повышения квалификации, подготовки и переподготовки. Повысить престиж рабочих профессий помогает родившийся на Урале конкурс профессионального мастерства «Славим человека труда!». В этом году церемония награждения победителей из всех регионов Урала и Западной Сибири прошла у нас в Югре. Мы же предложили учредить еще одну конкурсную номинацию – мастеров традиционного народного творчества. В августе в тестовом режиме провели такое соревнование. – Наталья Владимировна, Югра – земля многонациональная. Как это отражается на образовательной политике региона? – Исторически сложилось, что добывать природные богатства Югры – нефть и газ – съехались первопроходцы со всего Советского Союза, да так и остались жить на исторической родине коренных малочисленных народов – ханты, манси, ненцев. С этих позиций строится и образовательная политика, нацеленная на гармоничное формирование этнокультурной идентичности, учитывающей миграционные и ассимиляционные процессы языкового и культурного спектра. Наши педагоги учат детей уважать культурные традиции всех жителей Югры при соблюдении общих правил жизни в обществе – это часть программы воспитания в школе. Это относится и к прибывшим к нам на проживание детей из Украины, им помогают овладевать русским языком, знаниями об истории и традициях России и Югры, включая их в специальные социальные проекты. В местах традиционного проживания коренных народов Севера создана сеть образовательных организаций с этнокультурной составляющей. Дети учат родные языки, литературу, краеведение, познают секреты промыслов (охоты и рыболовства), занимаются национальными видами спорта, декоративно-прикладным искусством. Издаются книги, учебники, периодика, азбука, словари, художественная литература. В 2014 году в округе по инициативе государственной библиотеки Югры создан интернет-ресурс «Югра литературная», в котором размещена информация о литературной жизни нашего региона, о местных писателях, опубликованы тексты многих известных поэтов и писателей нашего округа. С начала 2015 года успешно действует интернетресурс под названием «Литературная карта Югры», проект нашего обско-угорского института. Этот ресурс позволяет познакомиться с материалами, посвященными литературной истории округа, связанными с именами замечательных писателей и поэтов ханты, манси и ненцев: Айпиным, Вагатовой, Шесталовым, Тархановым, Анисимковой и других. Вы знакомы с их поэзией и прозой? – Нет… – Что ж, теперь у всех есть такая возможность. А еще, отвечая на ваш вопрос, хочу пригласить убедиться в дружелюбии югорчан на фестивале «Самотлорские ночи» в Нижневартовске, который проходит ежегодно в июле в столице знаменитого Самотлора. У нижневартовских нефтяников есть такая традиция – в один из праздничных дней фестиваля собираться на главной улице города и демонстрировать искусство приготовления национальных блюд. В этом празднике участвуют представители всех национальностей, проживающих в городе-труженике. Вас угостят украинским борщом, осетинскими пирогами, узбекским пловом, татарским чакчаком, башкирским медом, русскими блинами с вареньем из брусники, хантыйской рыбой, солеными груздями. Так что наша многонациональная Югра – труженица. Кирилл Белозеров
|
=Материал опубликован 31.08.2015