Доживем до понедельника 2030 года

Сургут • Разделы    → Школьники

На конференции педагогических работников «Стратегические ориентиры развития муниципальной системы образования города Сургута на 2015-2016 учебный год», которая прошла в Сургуте 25–26 августа, были подведены итоги работы отрасли за прошедший учебный год. Педагоги обсудили ситуацию, сложившуюся в образовании, и приняли важные решения для дальнейшего развития системы образования города.

Задача – формировать новое качество общества

Как отметил в своем докладе Глава Сургута Дмитрий Попов, образование – это жизненно важная сфера социально-экономической деятельности города.

– Вектор «Образование» стал важнейшим в разделе «Развитие человеческого потенциала» новой стратегии социально-экономического развития Сургута до 2030 года, – отметил Дмитрий Валерьевич. – Образование рассматривается нами как формирование нового качества экономики и общества. Именно система образования, как общего, так и высшего, должна решать опережающие задачи развития человеческого потенциала территории и ее трудовых ресурсов. Сургут – крупнейший экономический и логистический центр региона, центр науки и образования, и ему нужны квалифицированные специалисты, патриоты своего города.

– В 2014 году город отметил 420-летний юбилей со дня основания, а в этом году мы вместе с вами отпраздновали 50-летие присвоения Сургуту статуса города, – продолжил Глава Сургута. – Год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, юбилейные торжества, посвященные этой дате, заставили всех нас вспомнить, какой след оставила эта война в жизни каждой советской семьи. В городе были реализованы такие масштабные проекты, как «Бессмертный полк», «Нас объединила Победа», «Три ратных поля России», «Давным-давно была война». Эти и другие мероприятия внесли свою лепту в дело патриотического воспитания подрастающего поколения.

Около семи тысяч малышей родилось в Сургуте в прошлом году, и эта цифра не меняется на протяжении нескольких последних лет, – подчеркнул Дмитрий Попов. – Такой позитивный показатель не дает нам расслабляться в поисках новых идей в решении одной из приоритетных на сегодня задач – доступности школьного и дошкольного образования. И результатом нашей совместной работы стал значительный рост количества мест для дошкольников. Только в 2012-2015 годах мы получили дополнительно пять тысяч мест. Из них более 2,5 тысяч за счет строительства 10 новых детских садов. Все остальные – за счет переоборудования и реорганизации действующих детских садов, развития негосударственного сектора. Мы использовали для этого самые разные ресурсы: участие в целевой программе «Сотрудничество», участие в окружных программах, выстроили долгосрочное и взаимовыгодное сотрудничество в рамках государственно-частного и муниципально-частного партнёрства. За счет привлеченных средств построено шесть объектов образования. Но мы не останавливаемся на достигнутом. В 2015 году вводится еще три детских сада: один – после реконструкции, и два новых. Вводятся также билдинг-сады. Получили лицензию на образовательную деятельность три частных детских сада, и в них также направляются дети, стоящие в очереди на получение дошкольного образования. До конца текущего года вопрос с очерёдностью в детские сады, который еще несколько лет назад казался неразрешимым, наконец, будет закрыт. Причем не только для детей в возрасте от 3 до 7 лет, но и частично от 2 до 3 лет,

– Но сейчас государство ставит перед нами новую задачу, не менее сложную, – отметил Глава города, – обеспечение к 2025 году обучения всех школьников в одну смену. Для этого вновь потребуется искать нестандартные решения.

Прошедший учебный год мы с вами впервые за много лет начали с новыми общеобразовательными учреждениями: школой на 825 мест в 31 микрорайоне и начальной школой–детским садом в гимназии им. Салманова. Надеюсь, в ближайшие годы станет хорошей традицией ежегодное открытие новых школ. В 2015–2016 учебном году будут введены в эксплуатацию школа № 9 на 800 мест, пристрой блока начальных классов на 300 учащихся в школе № 10. В программе развития образования Ханты-Мансийского автономного округа предусмотрено строительство до 2020 года еще девяти школ и одного образовательного комплекса. Но поиск внутренних резервов, повышение эффективности использования имеющихся площадей – это путь, которым должны пройти все наши общеобразовательные учреждения, как это сделали ранее детские сады.

Завершается строительство двух быстровозводимых спортивных комплексов на территории школ №26 и 10. Еще три таких комплекса будут строиться в школах №1,5 и 12.

В 2014 году началось возведение Школы искусств и Хореографической школы в микрорайоне ПИКС. Уже в этом году планируется ввод в эксплуатацию Хореографической школы, и в следующем году – Школы искусств.

Сфера образования всегда была и остается самой ёмкой в бюджете города. Не менее 46 процентов консолидированного бюджета Сургута направляется на финансирование образования, а это порядка 10 миллиардов рублей. Растут расходы и на одного обучающегося. В 2014 году расходы на одного воспитанника составили более 163 тысяч рублей, на одного учащегося – более 167 тысяч рублей в год. В городе более девяти тысяч работников и более 60 тысяч обучающихся и воспитанников.

Педагоги Сургута демонстрируют высокий профессионализм, который подтверждается современным уровнем качества образования, высоким рейтингом образовательных организаций города в округе и Российской Федерации. Мы имеем растущую заинтересованность родителей в большей вовлеченности в управление образованием. Школа имеет реальные достижения по развитию ученического самоуправления, по вовлечению учащихся в мероприятия, осуществлению проектной деятельности.

В эти дни завершён важный этап в деятельности образовательных организаций – приемка учреждений контрольными и надзорными ведомствами. Особые слова благодарности хочу выразить всем руководителям и коллективам образовательных учреждений за обеспечение подготовки к новому учебному году.

Восточная мудрость гласит: «Если ты планируешь на год, выращивай зерно, если на несколько лет – сажай деревья, если на столетие, – обучай и воспитывай учеников». Именно от того, каких результатов нам удастся достичь на этом поприще, зависит благосостояние наших детей и внуков. Нам нужно получить такое качество образования, чтобы каждый наш выпускник на вопрос: «Где вы получили такое хорошее образование?», с гордостью мог ответить: «Я учился в городе Сургуте»,

– заключил Глава города.

Прогресс есть на всех уровнях

С докладом на конференции выступила директор департамента образования Администрации города Татьяна Османкина. Она отметила, что стратегической целью развития муниципальной системы образования является формирование открытой, саморазвивающейся, технически оснащенной образовательной системы, способной в полной мере удовлетворять образовательные запросы личности и социума, обеспечивать доступность качественного образования.

– Эта цель отражена в новой стратегии социально-экономического развития города до 2030 года, в разработке которой принимали участие ученые, представители педагогической общественности, управленцы, заинтересованные жители города, – напомнила Татьяна Османкина.

– Мы можем констатировать, – подчеркнула директор департамента образования, – что за несколько лет произошли кардинальные изменения в условиях организации образования. Прогресс есть на всех уровнях. Мы комплексно решаем вопрос безопасности образовательной среды. В 2013 – 2014 годах сделан серьезный рывок по созданию новых мест в дошкольном образовании. На эти цели были направлены огромные инвестиции.

– Школы Сургута имеют всю необходимую учебно-лабораторную базу для ведения образовательной деятельности в соответствии с современными требованиями. Но, тем не менее, проблемы в материальнотехнической базе учреждений образования есть. Многие детские сады и школы нуждаются в капитальных и текущих ремонтах. Серьезным вызовом станет требование к обучению всех школьников в одну смену в ближайшие годы, – подчеркнула Татьяна Османкина.

Единый государственный экзамен в Сургуте был проведен предельно честно и в целом показал хорошие результаты. Хотя по отдельным предметам, например, по математике, есть серьезные проблемы в освоении учебной программы. Но эта проблема оказалась типичной для большинства школ округа.

Одной из важнейших задач на ближайшую перспективу руководитель городской системы образования назвала массовое внедрение федерального государственного стандарта дошкольного образования.

В качестве перспективного направления Татьяна Османкина обозначила проблему приоритетности воспитания:

– Эта задача требует от нас пересмотра не только методов воспитательной работы, но и другого построения всей системы обучения. Следует исходить из логики не только научного знания, но и из логики развития ребенка как личности.

Директор департамента образования отметила, что в Сургуте в области финансирования системы образования в полном объеме было обеспечено выполнение всех принятых бюджетных обязательств. Все заявленные расходы финансируются без задержек и в установленном объеме. В 2014 году обеспечен переход на эффективный контракт руководящих и педагогических работников, установлены стимулирующие выплаты.

– У нас нет закрытых тем и закрытых строк в бюджете. Любую тему можно и нужно обсуждать на уровне образовательной организации и в целом в образовательной системе, – подчеркнула в заключении Татьяна Османкина.

На пленарном заседании конференции и в тематических секциях были обсуждены актуальные проблемы развития системы образования, намечены планы по реализации и внедрению государственных образовательных стандартов.

Андрей АНТРОПОВ

Сургутские ведомости

=Материал опубликован 28.08.2015