Внимание! Данные материалы находятся в архивном разделе, учитывайте дату публикаций.
Тяжелая ноша
Сургут • Разделы → Школьники
Почему портфели первоклассников больше похожи на туристические рюкзаки и когда учебники станут электронными? Взволнованные родители, бабушки и дедушки уже неоднократно задавали вопрос «СТ», почему сумки их детей такие неподъемные и когда юное поколение сможет пользоваться прерогативой 21 века – электронными учебниками. Накануне начала учебного года «СТ» решила разобраться, действительно ли ребенок носит в портфеле половину школьной библиотеки и как можно облегчить эту ношу. Директор общеобразовательной школы №38 Лариса Самигуллина акцентировала внимание на том, что проблема «школьного рюкзака» уже не первый год активно обсуждается не только родителями и преподавателями, но и структурами, которые занимаются производством и пошивом портфелей, а также издательств учебников. Все вместе они стремятся сделать сумку ребенка легче – с годами видоизменяются и портфели, и книги. Так, сегодня большинство школьной литературы выпускается не в твердом переплете, а в мягком. - Конечно, имеются санитарные нормы, которые устанавливают рамки, за которые не должен выходить вес портфеля – от 800 граммов до полтора килограмма. Это зависит от разных факторов – материал сумки, количество карманов, застежек. Кроме того, есть еще и специальные ортопедические портфели с пластиковыми вставками, которые тоже прибавляют вес. Пустая сумка весом больше полутора килограмм, однозначно, ученику начальных классов не подходит, - объяснила Лариса Самигуллина.
В портфель – самое необходимоеПомимо веса пустого рюкзака, постановлением главного санитарного врача страны ограничен и вес сумки с учебниками. Так, в первом-третьем классах вес школьного портфеля не должен превышать двух кило, в пятом-шестом – сумка должна весить не более трех килограмм. - В начале учебного года классные руководители обязательно проводят с родителями первоклассников разъяснительные беседы о том, что первые месяцы ребенок должен обязательно носить в портфеле, а что нет. Также мы взвешиваем портфели наших учеников, а потом разбираем содержимое. Так, самая тяжелая сумка на моей памяти весила четыре с половиной килограмма. Но там, помимо необходимых книг и тетрадей, была бутылка с водой, фрукты на случай, если дите проголодается. Хотя в первой половине дня каждому ребенку положен плотный школьный завтрак. Также в рюкзаке тогда оказались предметы детской гордости – игрушечный автомобиль, книги и раскраски, которые ребенку подарили родители, - вспоминает Лариса Самигуллина. – Это к вопросу о том, что в первый год школы родители не должны излишне доверять ребенку. Проверить, что школьник положил в портфель, не займет много времени. А вдруг он не выложил ненужные книги или форму для физкультуры?
Книги как рабочие тетрадиКак правило, у первоклассника каждый день по четыре-пять уроков. Обязательно – обучение чтению и письму. Для изучения этих предметов ребенок несет с собой одну книгу – азбуку. Каждый день дети изучают математику. В течение недели добавляются еще предметы – окружающий мир, технология, изо, музыка или физкультура. - Сегодня практически все учебники издаются в мягких переплетах и делятся на две части, по полугодиям. Книги все больше напоминают толстые рабочие тетради. Я специально взвешивала три книги, которые школьник обязательно должен носить с собой – получилось 800 граммов, - поделилась опытом Лариса Самигуллина. По словам директора школы, все делается для того, чтобы облегчить ребенку сумку. Так, сегодня практически в каждой школе, в каждом учебном классе есть шкафчики, где можно оставить принадлежности для рисования и технологии. Это альбомы, краски, кисти, ножницы, цветная бумага и картон. Учебники по музыке хранятся в музыкальном кабинете. Руководство школ и учителя пошли на еще одну хитрость, чтобы школьная ноша была как можно легче. Если в библиотеке имеется лишний комплект учебников – их оставляют в классах, и детям нет нужды нести из дома в школу свои книги. - Вообще должна сказать, что современные дети очень смышленые. Уже в первом классе они придумывают различные схемы, договариваются друг с другом и распределяют, кто из соседей по парте какой учебник принесет. Если учебному процессу такой подход не мешает, то учителя - не против, - рассказала педагог. Несмотря на все рекомендации и стремление образовательных учреждений облегчить жизнь школьников, родители утверждают, что их дети все равно таскают очень тяжелые сумки. - Сколько б ни читала рекомендаций по компановке школьного портфеля, все равно не получается его сделать легче. Особенно в начальной школе. К каждому предмету идет рабочая тетрадь и тетрадь с тестовыми, проверочными заданиями. Да, они в мягком переплете, но их все равно много! Так что, портфель все равно увесистый. В школах нельзя оставлять сменную обувь - ребенок носит ее ежедневно. Вот еще прибавка веса. То же и со спортивной формой. А это ведь, плюсом к сменке, еще одна пара, уже спортивной, обуви. Очень уж приличный груз для неокрепшей спины школьника, - поделилась с корреспондентом «СТ» Валерия Николаева, мама, которая ежедневно помогает дочери собирать в школу рюкзак.
«Дети, включите ваши планшеты…»Не один год уже ведется разговор о том, что учить алфавит и изучать окружающий мир дети будут не по «живым» книгам, а по электронным. Тогда родители должны будут купить первокласснику планшет или более простой гаджет – электронную книгу, а в образовательном учреждении закачают туда всю необходимую информацию. Это действительно в планах, но на сегодня система доработана не до конца. - Электронные учебники действительно находятся в разработке, но министерство образования еще до конца не определило, как эта система будет работать. Это должен быть единый ключ к интернет-ресурсу, или каждому ребенку индивидуально нужно будет «закачивать» литературу. Кроме того, еще не вся школьная литература имеется в виде лицензированных электронных учебников, - отметила методист по учебникам департамента образования администрации Сургута Наталья Заболотских. К слову, начать переходить на электронные учебники в рамках эксперимента планируется уже в этом учебном году. Не факт, что такой переход пройдет быстро и безболезненно для всех участников учебного процесса – проститься с привычными источниками знаний готовы еще не все. - Я обсуждала этот вопрос и с учителями, и со школьниками. Так, для преподавателей будет не просто уследить, что именно дети делают в своих планшетах, на какой странице они открыли книгу. Согласитесь, когда на столе лежит открытый бумажный учебник, учителю проще сориентироваться, кто из учеников отстал или, наоборот, обогнал учебный процесс. Многие ребята тоже еще не готовы заниматься по электронным книгам. Играть в планшете - это одно, а учить алфавит или читать рассказ – это другое, - считает Лариса Самигуллина. Тем не менее, возможно, что в скором времени первоклассники будут ходить в школу не с набитым рюкзаком, а налегке – с планшетом подмышкой. Тем более, внедренная не так давно система электронных дневников пришлась по нраву абсолютно всем - преподавателям, родителям и ученикам. Мамы и папы могут следить за успеваемостью ребенка, учителю труднее потерять школьный журнал, а школьники приучаются к тому, что домашнее задание необходимо выполнять вовремя – из электронного дневника не получится вырвать лист и скрыть от родителей двойку. Анастасия Канаша
|
=Материал опубликован 21.08.2015