​С первого на пятнадцатое...

Сургут • Разделы    → Школьники

Предложение помощника президента РФ Игоря Левитина о переносе дня начала занятий в образовательных учреждениях России с 1 на 15 сентября первоначально вызывает некий протест. Однако этот протест – эмоциональный и продиктован больше инертностью общественного сознания и привычной многим настороженностью к любым переменам. Но если задуматься, разумное начало в этой идее присутствует, хотя сама она, как мне кажется, прозвучала на фоне проявляющейся у российского руководства истерии по поводу отечественных курортов.

На мой взгляд, в России уже давно назрел вопрос о введении гибкой системы начала учебных занятий, как минимум, в школах.

Да, такие изменения потребуют решения каких-то организационно-правовых вопросов, но ничто не вечно под луной! И 1 сентября было точно так же введено законотворческим решением. А единая для всех регионов страны дата начала учебных занятий зачастую вступает в конфликт с климатическими особенностями и социально-экономическими интересами этих регионов. Остановлюсь лишь на наиболее очевидных проблемах и на примере нашего региона.

Лето в нашем округе начинается в июле и заканчивается к октябрю, в том числе – всеми вожделенное «бабье лето». Примерно, с середины декабря и до самого февраля с разной периодичностью наступают морозы и, соответственно, актировочные дни. В феврале, не считая ветров, буйство зимы затихает и образовательный процесс почти не прерывается.

"Что мешает отдать сентябрь еще на отдых, кому на юге, кому на даче, или просто детям нагуляться во дворе, пока позволяет погода, и закончить учебный год в июне, большую часть которого мы еще ходим в ветровках?"

Второй и третий моменты, которые сразу приходят мне на ум, социально-экономические. На всех предприятиях нашего города (и это не будет преувеличением) происходят едва ли не войны по поводу предоставления отпуска в летние месяцы. Если у тебя ребенок учится в школе, ты вместе с ним привязан к июню-августу. При том, что на большей части отечественных курортов в июне море еще холодное – знаю лично, так как по состоянию здоровья много ездил по санаториям, фрукты и овощи еще дорогие, территории, как правило, не прибраны. Введение гибкого графика начала занятий позволит диверсифицировать время отдыха различных групп граждан и сделать этот самый отдых наиболее полным и продуктивным.

С ограниченными границами отпусков «школьных» семей связан и другой социально-экономический момент – опустение на период отпусков большей части городов и переполненность городов-курортов. От такой ситуации страдает очень большой сектор бизнеса, в основном, малого и среднего, то есть наиболее уязвимого. В городах «постоянного жительства» на период отпусков вымирают сферы услуг, развлечений, кафе и рестораны, магазины непродовольственных товаров. Все эти предприятия продолжают работать, платить налоги, страховые и пенсионные взносы, арендную плату, но их реальный доход в эти месяцы в лучшем случае близится к нулю, а часто уходит в «минус». В курортных городах, напротив, три-четыре месяца жизнь бурлит, спрос превышает предложение, что закономерно ведет к росту цен и снижению качества услуг. Задумайтесь, что больше всего отталкивает от отдыха на российских курортах? Уверен, что большая часть ответит – отношение к отдыхающим и сервис. В отеле ли, гостевом доме, или просто в свободной комнате какой-нибудь анапской тети Нюры действует принцип – «Тебе не нравится? Приедут другие!»

И этих людей понять можно: им восемь месяцев жить на то, что они заработают за три летних месяца плюс «бархатный сезон».

Поэтому издержки намерено сводятся к минимуму (сломался кондиционер в номере? Приоткройте дверь в коридор – будет сквознячок), а стоимость всех услуг возрастает до небес.

Если же как-то произвольно и грамотно диверсифицировать отдых наших граждан в течение всего года, в том числе за счет гибкого графика обучения детей в школе – основной фактор распределения времени семьи, то появится, по крайней мере, возможность улучшения ситуации вокруг отечественных курортов и вообще социально-экономической ситуации в летний период. Единственное и очень важное «но» в вопросе о переходе на гибкий график начала школьных занятий – это грамотный и взвешенный подход к разработке и внедрению такого графика. Здесь необходимо создание специальных рабочих групп экспертов, проведения целого ряда мониторингов, например, геохронологических, геоклиматических, социально-экономических факторов, чтобы определить оптимальные для каждого отдельного региона сроки начала и окончания учебных занятий.

Но, увы, грамотность, взвешенность и последовательность в решении подобных вопросов, памятуя недавнюю историю с летним и зимнем временем, не «конек» российских чиновников.

Если такие рабочие группы будут созданы, то в них попадут не эксперты, а «свои» люди, без амбиций к соло, а неоднократно доказавшие способности к хоровому пению.

Подытоживая, повторюсь: идея об изменении даты или даже дат начала занятий, по крайней мере, в школах видится мне перспективной и актуальной. Учреждения профобразования можно пока не трогать, так как студенты – это самостоятельные люди и их график жизни и учебы касается только их самих, к тому же студент – это уже априори будущий профессионал и он должен быть подготовлен к более жесткому графику занятости. Но я сомневаюсь, что обозначенная идея будет реализована должным образом. Местное руководство, желая проявиться перед региональным и федеральным, начнет гнать лошадей, публичные и другие слушанья будут фиктивными, учителей и родителей никто не прислушается. В общем, повторятся истории с зимнее-летним временем, капремонтом и им подобные казусы.

От редакции. Есть что сказать по этому или по какому-либо иному вопросу? Пишите нам на post@siapress.ru, nureev@siapress.ru или на vk.com/yuri.nureev. Не забудьте о подписи, желательна также и фотография.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов блогов.

Валерий Меренков, старший преподаватель кафедры клинической психологии СурГУ

СИА-ПРЕСС

=Материал опубликован 04.08.2015