Почему мама превращается из "мамы - феи" в "маму – Бабу–ягу"?

Сургут • Разделы    → Воспитание

Идеальной матерью быть очень трудно. Будущее ребенка не может не волновать родителей. Конечно, мама хочет, чтобы ее ребенок был самым лучшим. Именно это естественное и понятное желание часто становится причиной возникновения завышенных требований к ребенку. Мама подавляет малыша своей «правильностью» и лишает его возможности проявлять самостоятельность.

Этапы взросления ребенка характеризуются так называемыми кризисными периодами. Трехлетний малыш уже накапливает представление о собственном «Я». Потребности мамы и малыша не всегда совпадают, ребенок правда сам точно не знает, чего хочет, но в его понимании мамины желания являются совершенно не такими. В процессе формирования собственного образа появляются свои нужды и возможности. Отстаивая свои интересы, ребенок раздражается, сердится, возмущается, агрессивно себя ведет, не принимает никаких аргументов. Внезапная ярость и истерики, причина которых неуемные желания ребенка, как с этим справиться? Психологи в этом случае говорят об особенностях поведения и эмоциональных изменениях, характерных для этого периода. У ребенка накапливаются полярные чувства. Так, одновременно он может испытывать к маме и любовь, и ситуативный гнев. Но пока малыш сильно зависит от мамы, и ему еще сложно проявлять самостоятельность рядом с ней. Поэтому он руководствуется эмоциями и собственным « хочу». В своих рассуждениях он просто злится на «ту маму», которая не разрешает ему в данный момент того, чего ему очень хочется. Достаточно каких-то считанных секунд, и в представлении ребенка мама разделяется надвое: на маму - фею и маму – Бабу-ягу. Хорошая мама исполняет все желания, что добавляет инициативы самому ребенку. Неисполнение желаемого делает маму «Бабой-Ягой», которая не собирается помогать. Зато ее не придется жалеть, ей можно
противоборствовать. Особо умелый в эмоциональном манипулировании ребенок использует временный дискомфорт для того, чтобы специально провоцировать и злить маму. Его цель – дождаться, когда мама подобреет, ведь после того, как она наорет на малыша, чувство вины заставит ее исполнить все его прихоти. Поэтому описанному выше поведению ребенка не следует пугаться.

Что это за персонаж мама - Баба-яга?

Если относится к ребенку не только как к объекту воспитания, но и как к мыслящему, чувствующему человеку, который часто сам выбирает манеру поведения и общения с окружающими, можно научиться чувствовать его настроение, состояние в конкретное время. Мам даже интуитивно способна принимать правильное решение в сложной ситуации, удовлетворить любую потребность малыша.

Негодуя и раздражаясь, мама хочет заставить сына или дочь слушаться. Она действует, используя метод запугивания, и предъявляет определенные требования. А стоит малышу поступить по - своему, он обязательно будет наказан. В такие моменты в маме просыпается та самая Баба – яга, которая ведет себя очень грубо, ей нельзя перечить, она разговаривает с малышом в ультимативной форме, только она знает, как и что надо делать. Ее очень легко вывести из терпения, она сразу начинает раздавать команды, подгонять, переходит на крик и ругань. Эта маска Бабы–яги превращает маму в страшного, бездушного человека. Внешнее прилежание – вот что требует она от ребенка и вскоре он учится соответствовать и начинает подыгрывать. Но на самом деле ему нужно тепло и доверие, понимание и любовь. Жесткие требования, угрозы, запреты – эти крайности воспитания со временем приводят к формированию страхов у ребенка. Часто образ Бабы–яги мама использует для преодоления личностного кризиса, но это не дает право срываться на ребенке. Взрослые не должны решать свои проблемы таким неадекватным способом как прессинг, чтобы не нанести ребенку психологическую травму. Похвала и поддержка развивает такое качество как старательность, служит хорошим стимулом для воспитания уверенности в себе, помогает не бояться поражений. Баба–яга - это результат человеческого вымысла. Этот сказочный персонаж помогает ребенку различать добро и зло, учит тому, что надо сделать, чтобы преодолеть опасность. В жизни каждый из нас, к сожалению, не раз сталкивался с такими негативными явлениями как: угрозы, обман, подвохи, замаскированная агрессия, зависть, унижение. С этим придется столкнуться и ребенку. Сказки помогают малышам различать глубоко скрытые отрицательные черты характера и поведения людей. Конечно, любая мама старается окружить малыша постоянной заботой, но подросшему ребенку не нужна ежеминутная опека и контроль. Не лишайте его возможности приобрести собственный опыт, вы не сможете спасти его от ошибок, просчитать каждый его шаг. Заведенный порядок вещей вскоре приводит к бунту, ребенку необходима свобода и внимание к его личным, пускай и нелепым желаниям. Сама того не желая, женщина усложняет жизнь своему ребенку, эгоистично подчиняя своей воли его интересы.

Нельзя допускать, чтобы мама оставалась Бабой-ягой постоянно. У малыша есть право быть самим собой, если ему хочется, пусть бегает, прыгает, рисует каракули, шумит, веселится, в эти минуты он чувствует себя счастливым. Хочется, чтобы злые герои водились только в сказках, а родители, обучая ребенка уму-разуму, все-таки знали меру. Волевое начало малыша не нуждается в непрерывном давлении, надзоре и запугивании. В семье должна быть жизнерадостная атмосфера, а в доме звучать детский смех. Попробуйте посмотреть на мир глазами своего дитя, реконструируйте, воссоздайте субъективное видение и чувствование малыша. У ребенка своя интерпретация происходящего. Только собственное отношение ко всему, независимое мышление формирует личность, этим определяется хорошее и плохое поведение. Навязывая свое мнение, мама лишает малыша права выбора, готовые решения препятствуют формированию оригинального мышления. Ребенка надо учить тому, чтобы он понимал и уважал мнения других людей, помочь ему осознать его сильные и слабые стороны.

Марина Романова

=Материал опубликован 01.08.2015