Внимание! Данные материалы находятся в архивном разделе, учитывайте дату публикаций.
Какие страхи родителей могут навредить воспитанию маленьких детей?
Сургут • Разделы → Воспитание → Развитие, методики
С появлением ребенка у родителей возникает огромное количество страхов, причем половина из них ни чем не обоснована. Одна мама больше волнуется за своего ребенка, другая меньше, но страх все равно присутствует. Причем во многих случаях эти страхи очень похожи. Конечно, больше всего на свете мамы боятся за ребенка, когда он маленький. Они боятся взять его на руки, купать, правильно пеленать и так далее. Со временем и приобретением опыта становится легче, но место бывших переживаний занимают новые. Вдруг ребенок упадет с кровати, выльет на себя кипяток, наестся стирального порошка – на каждом шагу его подстерегают разные опасные ситуации! Но результатом безмерных родительских страхов может оказаться воспитание болезненного ребенка, которому не разрешают бегать по лестницам, кататься на качелях, гладить соседского котенка, его через пять минут заставляют мыть руки. Маме повсюду мерещатся опасности. Понятно, что многие страхи абсолютно естественны, так проявляется материнский инстинкт. Но если родительский страх приобретает патологический характер, это будет мешать как самим родителям, так и ребенку. У родителей, которые не боятся за своего, малыш всегда везде прыгает, бегает, катается на роликах, участвует вместе с другими в каких –нибудь исследовательских работах. Рассмотрим, казалось бы, такой безобидный страх мамы, как боязнь того, что их ребенок может простудиться на улице. Они постоянно надевают на ребенка теплые вещи, даже если на улице тепло и безветренно. Даже кутание ребенка в невероятное количество одежды может иметь серьезные последствия, и не только в физическом плане. Как оказалось, постоянное укутывание со временем приводит ребенка к неврозам. Когда человеку жарко он начинает потеть, и, не имея возможности раздеться, начинает раздражаться. То же самое происходит и с ребенком. Когда под огромным слоем одежды малыш обливается потом, он становится капризным, иногда даже агрессивным. А так как мама не позволит ему раздеться, изменить свое состояние он не сможет. Очень скоро раздражение превращается в привычную эмоцию ребенка. Во многом усталость, капризы, раздражительность и даже истерики спровоцированы жарой. Кроме того, тяжелая и объемная одежда стесняет движения, ребенок просто лишается возможности полноценного движения и развития. Самая большая опасность состоит в том, что слишком много слоев одежды символизирует несвободу, что в свою очередь формирует застенчивость, низкую самооценку, трудности в общении с другими детьми, плохую успеваемость и много других негативных последствий. Постоянный страх за ребенка приводит к тому, что на прогулки малыш сидит рядом с мамой, а велосипеды, самокаты, коньки он видит только на картинках. Такой надуманный и ненормальный страх лишает маму возможности получать удовольствие от материнства, ведь ее жизнь – постоянная тревога за ребенка. А ведь в этой ситуации страдает и сам ребенок, он растет человеком, который так и не научится преодолевать трудности, что в свою очередь станет преградой на пути к успеху. Боязнь перед препятствиями закрепляет в сознании малыша страх неудач. Таким образом, родители становятся причиной ошибок, которые их ребенок совершают в жизни, на пути к достижению успеха. Ребенок, за которого мама постоянно боится, будет всегда сомневаться в своих действиях, остерегаясь того, что сделает что-то неправильно. Ужас ошибок и чрезмерная осторожность превратит его в человека, не уверенного в своих силах, который не сможет самостоятельно принимать решения. Не секрет, что в жизни, прежде чем добиться чего-то весомого, приходится совершать ошибки, и это нормально. Родители, которые внушают своему ребенку боязнь сделать ошибку, лишают его свободы мышления, отнимают у него возможность воспринимать сложившуюся ситуацию с другой стороны. Многие проблемы имеют разные пути решения. Многие родителей чересчур нервно воспринимают оценки своего ребенка, как, будто это их самих недооценили, это проявление бессознательной оценки их родительской успешности. Задача родителей – воспитывать ребенка в атмосфере безопасного познания, на которую не будет влиять школьная успеваемость. И, естественно, формировать у него сознание того, что на родительские чувства не влияют оценки, принесенные из школы. Очень распространена позиция, когда родители испытывают страх «унижения» перед учителем, все это потом находит свой выход в беспощадном и агрессивном отношении к ребенку. Получается, что малыш ответственен за внутреннее состояние мамы и папы, ведь только от него зависит, придется родителям краснеть и испытывать стыд или нет. Ребенку приходится нести бремя двойной ответственности, не только за себя, но и за эмоциональное состояние родителей. Соответственно он начинает выстраивать систему психологической защиты и от учения, и от школы, и от родителей. К слову сказать, ни в коем случае нельзя воспитывать в ребенке стремление к поощрению каких-то заслуг (материальное вознаграждение за хорошие отметки, уборку комнаты, мытье посуды). Это приводит к тому, что для ребенка главное будет награда, а не результат, не стоит менять ценности достижения успеха. Конечно, ребенок становится самым главным в жизни родителей, они стараются его оберегать. Остается только научиться «дозировать» свой страх. Навязчивый страх становится настоящим бедствием, он приносит душевные муки и терзания. Заметьте, что ребенок, за которым установлен постоянный контроль, чаще своих сверстников оказывается в неприятной ситуации. Вдобавок ко всему он быстро приобретает собственные страхи, становится замкнутым, боится перемен, неохотно идет на контакт. Вывод - необходимо бороться с патологическим страхом за ребенка. Научитесь доверять другим людям, отпускайте малыша к бабушке, дедушке, водите его в садик. Живите насыщенно и интересно, начните, прежде всего, с себя, избавьтесь от своих комплексов и недочетов, а уже потом воспитывайте из ребенка идеального человека. Романова Марина
|
=Материал опубликован 02.06.2015