Внимание! Данные материалы находятся в архивном разделе, учитывайте дату публикаций.
Научим детей толерантности
Сургут • Разделы → Воспитание
Как избежать многонациональных конфликтов среди детей, ведь становление личности начинается именно со школьного возраста, когда ребенок начинает задаваться разными вопросами: кто я такой, похож на маму или на папу, холерик или меланхолик, какой национальности? Часто дети совершенно неожиданно начинают проявлять агрессию к представителям другой национальности. От чего это идет? Родители говорят - начитался в интернете, хотя сами не замечают, что, произнося банальную фразу «понаехали», они могут стать не хорошим примером для своего ребенка. Семья и дом Одна моя знакомая, мама двоих детей, живущая в Америке, рассказала, что у них вопросы межнациональных отношений не возникают. Дома они стараются изучать русскую культуру, а в школе дети погружаются в американскую. Так как дети живут в США, а сами являются русскими, изучение двух культур необходимо для осознания и восприятия себя в окружающем мире. Чем больше опыт общения с разными культурами, тем меньше ненависти. И что удивительно - тем больше интерес к своей культуре. Но все же конфликты существуют, и чаще всего ребенок втягивает в него и окружающих. Слабые «я», замечают психологи, имеют тенденцию сливаться в сильное «мы». Дети формируют замкнутые группы, часто по культурному и этническому принципу, так сказать из «своих». А культуры бывают разные, как и национальности, и во всех принято по-разному выражать свои эмоции. И вот, когда темперамент, коллективизм и чувство ущемления собираются воедино, дети сплачиваются в группировки. В такие моменты в школах могут начаться настоящие этнические войны. Кто должен разбираться в этих конфликтах? Разумеется, взрослые. В первую очередь, школьные психологи и классные руководители. К сожалению, в последнее время наметилась тенденция к вымыванию психологов из школы, а классные руководители не только не готовы разрешать межэтнические конфликты, но зачастую и сами их провоцируют. Я хорошо помню, как мой брат пришел из школы возмущенный тем, что учительница ядовито спросила его одноклассницу-чеченку, одна ли она такая тупая или чеченцы все такие. Замечательно, что в таких случаях в классе обычно находится немало детей, которых глубоко возмущают выпады учителя. И здесь собака зарыта не в области межнациональных отношений, а, скорее всего, в поведении взрослых и в их влиянии на детей. В школьных стенах В школе ребенок проводит большую часть своего времени, узнает много нового, учится общаться, как со сверстниками, так и с взрослыми. Обычно российские школы являются многонациональными. Так и школа №6 Ханты-Мансийска является образцово-показательным примером образовательного учреждения, которое успешно сочетает в себе множество национальностей. Поэтому в школе разработали целую программу по социализации и адаптации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной организации. «В этом году мы разрабатываем программу для детей иммигрантов. Программа подразумевает и психолого-педагогическую помощь, и объяснение правовых вопросов, и помощь в освоении школьной программы, - рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе общеобразовательной школы №6 Светлана Шмурыгина. - На сегодняшний день у нас обучаются 146 детей разных национальностей. Детей иммигрантов из разных государств 33: 13 семей из Средней Азии, три - из Азербайджана, три - из Украины, две - из Молдавии, две - из Казахстана». Стоит отметить, что в школу поступаю дети с разным уровнем владения русским языком. Преподавателей это не смущает, для этого и разработали данную программу, в которой предусмотрены и внеурочные часы на дополнительное изучение предмета. На базе школы на протяжении пяти лет работает центр толерантности «Единение». По заявления завуча, такое внимание вопросу в окружной столице оказывает только школа №6. «Единение» огромное внимание уделяет творческой деятельности, связанной с разнообразием национальностей. Дети с большой охотой ходят на кружки, готовят спектакли, поют, читаю стихи, все это они делают на своем родном языке. Светлана Шмурыгина отметила, что национальные конфликты в школе не возникают, а наоборот, дети стремятся узнать друг друга ближе. Особенно они любят устраивать чаепитие и знакомиться с разнообразной кухней других народов. «Мы имеем огромный опыт работы в этом направлении, поэтому в дальнейшем планируем издать небольшой сборник, в котором расскажем о том, через что нам пришлось пройти, чего мы достигли, работая в этом направлении»,- делится заместитель директора. Вот такой положительный опыт имеется у нас в регионе и, скорее всего, он не единственный. Из него отчетливо видно, что работа с детьми в школах по направлению национальной толерантности дает свои положительные результаты. Поэтому очень бы хотелось, чтобы педагогам и других школ было, чем похвастаться, ведь с каждым годом людей, приехавших из других стран, становится больше. Ежегодный прирост иммигрантов в России составляет порядка 500 человек. Половина из них - несовершеннолетние, которые будут учиться в школе. И, конечно, не стоит забывать, что именно родители являются самым главным примером для подражания, поэтому профилактические разговоры в домашних стенах о том, как важно быть терпимыми ко всем национальностям, лишними никогда не будут. |
=Материал опубликован 26.05.2015