Внимание! Данные материалы находятся в архивном разделе, учитывайте дату публикаций.
Дети имеют право на тайны и секреты
Сургут • Разделы → Воспитание
Воспитывая детей, родители учат их не врать всегда говорить правду, объясняя это тем, что в некоторых ситуациях это крайне важно. Скажем, если ребенка обидят, если у него что-то заболит, он должен понимать, что об этом обязательно надо сообщить взрослым. Чаще всего, ребенок боится, что его будут ругать, или ему стыдно, неловко в чем-то признаваться, потому он предпочитает утаить важную информацию от взрослых. Родителям остается посоветовать только, чтобы они проявили терпение и растолковали малышу, что о важных вещах, касающихся его здоровья, и безопасности нужно сообщать, за это его никто не отругает и не накажет. Каждый ребенок взрослеет, у него появляются новые друзья, новые интересы, и со временем возникают свои секреты, о которых, по его мнению, родители знать не должны. Правильно ли это, поскольку чаще бывает так: мама, поняв, что ее ребенок говорит недомолвками, старается выведать, что скрывает от нее сын или дочь. Хочется поразмышлять о том, как должны реагировать родители на детские тайны. Любовь к секретам у детей появляется в самом раннем возрасте. Всем известно, что ребенок любит возиться в земле, для него земля – это «кладовая», из которой можно взять что-нибудь интересное, и, наоборот, что-то спрятать. Кроме того, на земле можно найти множество мелких предметов, из категории «потерянных кем-то вещиц», это пуговицы, монеты, значки, осколки цветных стёклышек, крышки от бутылок, странные железки и прочая нелепица. Для взрослых все это - сор, не стоящий внимания или даже вызывающий раздражение. Для детей - это полезные ископаемые, игровой материал, необходимый для обеспечения определенных интересов малыша. У пятилетнего ребенка собирательство приобретает новые черты, он создает собственную «сокровищницу» (это детское название). Ребенок постарше относится к ней с трепетом: это становится чем-то очень личностно значимым, недоступным другим и связанным с потаенными душевными переживаниями — сокровенным. Этими предметами не хвастаются, даже показ «сокровищ» родителям становится своего рода таинством. И чаще всего это инициатива заинтересованных родителей, которые хотят приобщиться к секретным ценностям своего ребенка. Уступая их желаниям, ребенок внимательно и ревниво наблюдает за реакцией взрослых, чтобы те как-то не принизили или недооценили то, что так дорого ребенку. К созданию «секретиков» можно относиться как к детской субкультуре, идея, формы ее воплощения передаются как культурное наследие от старших детей к младшим. Эта традиция сохранятся еще и потому, что делание «секретов» является удачной формой удовлетворения какой-то важной потребности ребенка, которая назревает и становится актуальной в таком возрасте. А открывается «секрет» избранному, «доверенному лицу», им становится лучшая подруга. Как известно, степень доверия к человеку измеряется возможностью открыть ему свою тайну, а малыши могут сделать тайну из «воздуха». Даже когда малыш что-то прячет, это уже становится секретом, потому как этого никто не видел. Мама привыкла, что ее простодушное дитя всегда рассказывает о том, что для него важно. Нам взрослым кажется, что у детей время секретов и тайн – это подростковый период. Но эта точка зрения является ошибочной. Родители должны понимать, что ребенок тоже имеет право на свои секреты, у него своя внутренняя жизнь, некоторые детали которой он иногда не хочет раскрывать. И взрослые должны давать ребенку такую возможность. Сказки могут помочь родителям объяснить ребенку все тонкости человеческих отношений. Многие сказочные персонажи умеют хранить тайны (Буратино, Гарри Поттер), они послужат детям хорошим примером и помогут ответить на многие важные вопросы. На примере персонажей детских книжек ребенку будет проще во всем разобраться. И четырехлетний ребенок, и ребенок начальных классов может иметь так называемые субъективные тайны (это желания, предположения, которые играют в его жизни большую роль). Именно из таких секретов потом складывается внутренний мир вашего чада. В основе внутреннего самоощущения лежат мысленные секреты, малыши живут в мире своих фантазий, надежд, желаний. С такими «мечтателями» мамы и папы должны быть особенно предупредительны и деликатны. Несмотря на то, что малыш «хранит» секрет, он планирует рассказать о нем близким людям, при первой же возможности он готов поделиться с ними своей тайной. Поскольку в этот период ребенок становится личностью, родителям следует очень аккуратно отнестись к этому моменту. Они должны с уважением отнестись к услышанному, осознать всю весомость детского секрета, помнить, что у детей свое понимание масштабности поведанной тайны. Не игнорируйте рассказ малыша, не смейтесь, не спрашивайте о подробностях и не стыдите ребенка. Любая ваша ошибка может привести к плачевным результатам – ребенок замкнется в себе, потеряет доверие к близким людям. Если это произойдет, то в дальнейшем вам будет очень сложно наладить гармоничные, доверительные отношения и добиться взаимопонимания. Не стоит требовать от ребенка детальной информации, пройдет немного времени и он сам захочет вам рассказать все, о чем умолчал. Ребенку младшего школьного возраста очень важна эмоциональная поддержка от мамы, бабушки, папы, дедушки, особенно в отношениях с друзьями. Взрослые считают, что они лучше во всем разбираются и всегда посоветуют, как лучше поступить. Однако бывают случаи, когда ребенок воспринимает прямой совет как критику, ему кажется, что родители недооценили его способ решения и он может « закрыться» от взрослых. Надо быть крайне осторожным, когда даете советы, лучше поинтересоваться у малыша, как он собирается поступить и похвалить его за идею. Уже потом можно высказывать свое мнение и что-то рекомендовать. Хорошо, если вы приведете пример из своего детства, это послужит иллюстрацией определенного образа действий в достижении желаемого результата. Конечно, может быть и так, что ваш малыш может быть вам благодарен за совет, с радостью выслушает вас и последует этим рекомендациям. Дети часто не могут объяснить мотивы своих некоторых поступков, будучи уверенными в том, что взрослые их все равно не поймут. Часто получается, что мы не слушаем невразумительные детские объяснения, нам проще просто отругать сына за плохое поведение. Ребенку легче просто скрыть истинную причину конфликта. Подозрения чаще всего вызывают недоверие. Итак, только признавая право ребенка на собственные секреты, родители смогут добиться того, чтобы сын или дочь от них ничего не скрывали. Станьте для ребенка другом, а не судьей. Уже у десятилетнего ребенка непременно должна быть возможность уединиться в своей комнате, а родители, прежде чем войти, обязаны постучать. Если нет отдельной комнаты, достаточно того, чтобы у ребенка была своя тумбочка, шкафчик, сундучок, который закрывается на ключ. Надо уважать личную территорию подростка, нельзя без спроса брать вещи, которыми он дорожит, читать личный дневник, прислушиваться к телефонным разговорам, в противном случае ребенок станет искать безопасную территорию вне дома. Сомнения в честности родителей явятся причиной неконтролируемых поступков подростка, на прямые вопросы он может отреагировать большей скрытностью, не делайте так, чтобы ваши настойчивые расспросы напоминали допрос. Давайте ребенку советы тогда, когда он попросит, причем меру откровенности в разговоре должен определить сам ребенок. Ребенок в возрасте 14 -16 лет несколько отстраняется от дома, близкие люди для него уже не являются примером для подражания. И это вполне нормально, не удивляйтесь, если подросток потерял к вам доверие, в этом возрасте у любого ребенка должны быть свои секреты и тайны. Процесс формирования личности в этот период продолжается, и ребенок вправе сам решать, что и кому говорить, а что скрыть. Родители не должны бояться, что ребенок, становясь взрослым человеком, потерял с вами полноценный контакт. Не навязывайтесь к нему со своими вопросами насчет его личной жизни, не будьте навязчивыми, особенно если видите, что сам ребенок «строит» преграды. Нельзя давить на подростка с целью узнать, что происходит в его жизни. Лучше дождаться того момента, когда он сам «созреет» для беседы и захочет поделиться своими переживаниями и мыслями. Не стоит порицать и наставлять подростка, поскольку он, скорее всего, все будет воспринять враждебно. Не забывайте, что подростки умеют скрывать свои эмоции, словом «нормально» они часто прикрывают свои неприятности. Для маскировки личных бытовых и школьных тайн используется полуправда. Пятнадцатилетний парень или девушка чувствует себя взрослой, опытной, самостоятельной, ее трудно переубедить. В ответ на грубость родителей, подросток будет вести себя также. Однако в общении с повзрослевшим ребенком не будет секретов и тайн, если родители смогут договориться с ним о том, что они будут полностью контролировать, а что частично. Говорите с подростком о его чувствах: «Тебе не было страшно», «Ты не почувствовал разочарование», «Ты ощущал себя счастливым». Учитесь понимать ребенка правильно, если он будет в вас уверен, он расскажет вам обо всем самом сокровенном. Марина Романова
|
=Материал опубликован 14.05.2015