Ребенок не говорит в 2 года

Добрый день! Наша история следующая: роды были первыми, беременность протекала нормально, без каких-либо отклонений.Родила дочку на сроке 39 недель и 4 дня. Было экстренное кесарево сечение, у дочки было 4-х кратное обвитие пуповиной вокруг шеи.Ребенок закричал сразу, по шкале Апгар 8/9.На протяжении 2 лет никаких проблем со здоровьем не наблюдалось. По развитию ребенок никогда не отставал,самостоятельно села в 6 месяцев, пошла в 11 месяцев. В 1 годик стала говорить слово
«мама». Сейчас в 2,2 года ребенок полностьювсе понимает, выполняет любые указания, на развивающих занятиях полностью повторяет все движения в танце, рисует, делает поделки, изображает звуки некоторых
животных, из слов и звуков говорит только «мама», «би-би», «пи-пи», редко «папа», «да», «дай». Ребенок спокойный, спим очень хорошо, иногда капризничает, но на допустимом уровне, легко и быстро успокаивается.
Подскажите что нам делать, обращаться к неврологу? Или к логопеду? Или ждать когда разговорится, в садик еще не ходим и общения со сверстниками практически нет. (Галина)

Ответ:
Здравствуйте. Задержка речевого развития, которая имеет место в данном случае, не может быть поводом для серьезных волнений до 3-х лет при нормативном развитии и при условии, что беременность и роды протекали нормально. В вашем случае возможен риск перинатального (внутриутробного) поражения центральной нервной системы (ППЦНС). Подобная ситуация может отразиться на развитии нервной системы малыша, на речи. Вам следует обратиться в поликлинику по месту жительства и пройти обследование логопеда, получить направление к неврологу. На приеме у невролога необходимо детально описать все риски ППЦНС. Опытный невролог, обследовав ребенка. выпишет не только лекарственные препараты (при необходимости), но и физиолечение (при риске ППЦНС). Физиолечение (массаж речевых точек, массаж воротниковой зоны и прочее) назначается курсами 8-10 процедур не менее 2-х раз в год.
Кроме того, вы пишите, что ребенок не посещает детский сад и опасаетесь, что это может быть одной из причин задержки речевого развития. При условии правильного организованного досуга, режима дня, развивающей среды, работы опытных педагогов в условиях дошкольного образоывательного учреждения, шансы на то, что ребенок заговорит быстрее будут выше. Я же рекомендую уделять время пальчиковым, театрализованным играм, проговаривать потешки (фольклор), читать сказки, рассматривать иллюстрации, выполнять массаж кистей рук ребенка. Все это будет побуждать ребенка к речевой активности, пополнит пассивный словарь (понимание обращенной речи). Темп речи взрослых при этом должен быть спокойным, речь должна быть эмоциональной.
Также предлагаю использовать игры с прищепками, шипованными мячиками- «ёжиками», шариками су-джок, что позволит в игровой форме. по средствам массажа пальчиков рук малыша, стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

С уважением, учитель-логопед
Столярская Светлана Валерьевна

Консультации: 
Темы логопедических консультаций: