Помогают стать своими. В 4 школах Сургута работают центры языковой адаптации детей-мигрантов

Сургут • Разделы    — Школьники

«Литература – душа русской культуры». Конкурс чтецов под таким названием приняла накануне 22 сургутская школа. Два десятка учеников выясняли, кто лучше в выразительности, артистизме и технике чтения произведений русских поэтов. Причем, для половины участников конкурса русский язык — не родной и становится им только сейчас.

Ученица 22 школы в поселке Дорожном Лейла Сарыева приехала с родителями из Азербайджана всего 3 года назад, практически не зная русского языка. Несколько лет упорной работы над собой, и сегодня первоклассница проблем ни в изучении школьной программы, ни в общении со сверстниками не испытывает. Не раздумывая, называет своей родиной Россию и с упоением читает стихи о любимом городе — Сургуте.

«Сперва я хорошо не проговаривала, потом к логопеду пошла. Сейчас уже не хожу. Дома еще тренировалась потом, и вот — все. Всегда после всех уроков меня брали и учили немножко», — рассказала Лейла Сарыева.

Не секрет, что Сургут давно стал меккой для мигрантов из стран бывшего Советского Союза. И если взрослым хватает базового уровня знания языка, то их детям для получения полноценного образования и дальнейшей нормальной жизни в России такого уровня недостаточно.

«Конечно, если мы сюда детей привезли, о них надо заботиться. Эти дети — наше будущее. Завтра они получат образование полноценное, и им нужно интегрироваться со сверстниками, чтобы они не ущемлялись, не остались в стороне», — считает председатель правления Ханты-Мансийской окружной общественной организации национально-культурного центра «Киргизия-Север» Кубанычбек Айдаров.

С начала этого учебного года на базе 4 городских школ открыты бесплатные центры языковой адаптации детей-мигрантов. Один из них — в 22 школе, в поселке Дорожном. Из тысячи учеников в ней порядка 400 — это дети, для которых русский язык — не родной. Для них организованы специальные группы, где они учат новые для себя слова и правила. К тому же, на уроках они занимаются в одних классах с коренными сургутянами, что, по мнению педагогов, также положительно сказывается на адаптации детей. Легче усваивают новые для себя знания младшеклассники, но прогресса, усердно занимаясь, рано или поздно добиваются практически все.

«Мы рады, если сегодня было 40 ошибок, а через 2 месяца стало не 40, а 30 ошибок. Мы этому очень рады, потому что это прогресс. У ребенка идет движение, дети сами этому очень рады», — отметила директор МБОУ СОШ №22 Сургута Галина Чуйкова.

Понятно, что для работы с особенными детьми нужны особенные навыки. Сегодня школьные учителя получают их в магистратуре сургутского педуниверситета. Главное различие с базовой программой — это то, что к основной задаче, научить ребенка грамотно говорить и писать на русском, добавляется еще одна, не менее важная — помочь ему стать своим в обществе. Иначе он может замкнуться в себе, что в дальнейшем может привести к плачевным последствиям.

«Облегчить вхождение таких детей в группу, в среду, в социум. Чтобы они не боялись делать ошибки, чтобы они могли обратиться с просьбой. Чтобы они могли попросить о помощи. Это типичные ситуации, которые отрабатываются на начальном этапе. Начиная от „Здравствуйте, меня зовут так-то, я живу там-то, там-то“, заканчивая ситуацией в детской поликлинике, когда ребенок должен сказать, что у него болит», — пояснила доцент кафедры филологического образования СурГПУ Софья Галян.

Понятно, что это только начало, работы еще очень много, и не последнюю роль в этом играет заинтересованность самих учеников в скорейшей адаптации. Но первые плоды эта программа уже дает. Как говорят учителя, даже сейчас оценки «отлично» на экзаменах далеко не всегда получают лишь одни Ивановы Иваны Ивановичи.

Евгений Лаврентьев

СургутинформТВ
Видео-сюжет ->

=Материал опубликован 04.03.2015