Территория счастья, добра и любви

Сургут • Разделы    → Всё про садики (УДОУ)

Наверное, нет такого детского сада, где бы педагоги не использовали в своей работе театральную деятельность. Театр как вид искусства – сложный феномен человеческой активности. Воображение, как волшебная палочка, переносит людей в иную плоскость бытия, иное пространство и время, наделяет их новыми, часто в реальной жизни недостижимыми возможностями. А когда к этому действу приобщается ребенок, он обретает новый уровень развития и воспитания. Именно поэтому уже пятый год мы с детьми, их родителями, бабушками и дедушками собираемся в театральной студии МДОУ детский сад №7 «Буровичок», чтобы творить.

Театр как универсальное средство воспитания

Многие воспитатели выстраивают на театрализации свои инновационные методики. Театральная деятельность по сути своей – это игра, которая развивает выразительность речи, её интонацию, мимику, жесты. Это мощный инструмент открытия и шлифовки многих человеческих способностей, в первую очередь, способности познать себя и окружающий мир. Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, мощный психотренинг, развивающий его участников целостно, эмоционально, интеллектуально, духовно. На собственном опыте я убедилась в том, что театр – универсальное средство воспитания и обучения маленьких детей. Без театрализации не мыслит работу ни один воспитатель или музыкальный руководитель детского сада. Театр учит ребёнка видеть прекрасное, зарождает в нем стремление нести эту красоту, формирует в детях творческое начало. Игра через театр – что может быть лучше для ребенка?!

Репертуар «Буровичка»

Каждый год в детский сад приходят разные по общительности и уровню развития дети. Но всех их объединяет одна, с моей точки зрения, проблема – с каждым годом современные дети удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны. Как же разбудить в детях интерес к миру и самим себе? Как сделать творческую деятельность для них потребностью, необходимой частью жизни? На мой взгляд, помочь этому может театральная деятельность. Общение с героями сказок помогает им обрести уверенность в себе, в своих силах, развивает умение мыслить, фантазировать, дает возможность почувствовать себя свободными, раскрепощёнными.

Для качественной реализации проекта в нашей группе создана предметно-развивающая среда, оформлены тематические уголки: театральный, музыкальный, читательский, логопедический. Вся наша с ребятами деятельность проходит по нескольким направлениям: кукольный театр («Мы в профессии играем», «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба», «Лисичка-сестричка и серый волк»); настольно-бумажный театр («Теремок», «Морозко», «Репка», «Маша и медведь», «Лиса и Волк», «Колобок»); пальчиковый театр («Царевна-лягушка», «Домашние животные», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»); теневой театр («Сказка о глупом мышонке», «Колобок», «Репка»); театр на фланелеграфе («Красная Шапочка», «Гуси-лебеди», «Три поросёнка», «Дюймовочка» и др.). Как видите, сказочных постановок очень много, и дети просто обожают играть в театр!

Как рождается спектакль

Наша театральная студия существует с 2007 года, можно сказать, я являюсь ее основателем и руководителем. За эти годы у нас отзанималось уже более 100 детей в возрасте от 3,5 до 7 лет. Первой нашей театральной постановкой стала сказка «Теремок». В ней принимали участие 12 маленьких артистов. Было так здорово: готовили с родителями костюмы для наших «актеров», они приносили лоскуты, пуговки, разные необходимые мелочи. Мы шили и клеили маски, декорации из поролоновых блоков. Все делалось и делается так по сей день с огромным удовольствием. С тех пор поставили уже очень много сказок…

Перед тем, как перейти непосредственно к постановке сказки, мы с детьми много чем занимаемся: беседуем по картинкам, занимаемся дидактическими играми, делаем деревянные модели персонажей, собираем пазлы и домино. Затем дети сами выбирают себе роль и пробуются на нее. Утверждается тот, у кого лучше получилось. Если одну роль выбирает несколько детей, дается возможность всем проигрывать ее в присутствии родителей. Потом вместе решаем, кто будет исполнять – чтобы никому не было обидно. Дети, как правило, выбирают положительных героев, им не очень хочется играть Бабу-Ягу или Злого Волка. Но в итоге роли разбираются все, уговаривать никого не приходится.

Выступали и в других детских садах – в «Солнышке», «Золотом ключике», «Одуванчике». Во время ремонта нашего детского сада мы организовали театральную студию и в «Солнышке». Детям нравится, это приносит маленьким человечкам много радости и пользы, значит, надо творить!

Если чешется нос…

Особое содержание и настроение имеет вся игровая деятельность, где дети в свободное от занятий время самостоятельно играют «в театр». Они выступают то в роли актёров, то в роли-зрителей, контролёров, билетёров, дежурных по залу. Они рисуют афиши и пригласительные билеты к спектаклям, готовят выставку своих работ.

Часто помочь в подготовке спектаклей в сад приходят бабушки и дедушки. Они проявляют желание играть бабулей и дедулей в сказочных постановках, шьют, вяжут, мастерят. Так родился вязаный пальчиковый театр, сделали штоковых кукол на палочках. В ходе подготовки родители охотно общаются. А однажды был случай, когда бабушка одного ребенка познакомилась с дедушкой другого во время подготовки детского спектакля – так из двух одиноких людей пенсионного возраста родилась семья.

Бывают и неожиданные, смешные случаи во время постановок. Помню, во время спектакля «Теремок» у Лисички отпали «глазки», мама юной актрисы, видимо, их плохо приклеила. А Волку прижали хвост в теремке, так он, бедный, чуть не остался без штанишек. Всем было смешно и весело. Часто во время выступлений возникают проблемы с гримом. Они же маленькие, забывают, что краска на лице – кто нос потрет, кто глаза ручками почешет. Размазывают краску по лицу, приходится быстренько все восстанавливать. Зато как все проходит задорно и весело! В перспективе у нас – усовершенствовать атрибуты. Хотим сделать платковых кукол, поролоновых кукол-марионеток, то есть выходим на другой уровень, познаем неизведанное. Радует тот факт – и это показатель результативности – что некоторые дети, выпустившись из детского сада и придя в школу, продолжают заниматься театральной деятельностью. Так, пять детей-школьников посещают театральные студии и кружки, а 7 человек учатся в музыкальных школах города.

Нести в жизнь добрые чувства

Общеизвестно, что одним из серьёзнейших недостатков общественной системы дошкольного образования является монотонность жизни ребёнка. Обыденность засасывает жизнерадостных, активных, деятельных и мечтательных дошкольников, превращает их в равнодушных, сонных и пассивных маленьких «старичков». И их спасение во многом зависит от театрализованной деятельности, которая вносит разнообразие в жизнь ребёнка и дарит ему радость, эмоции, впечатления. Каждое слово несёт огромную смысловую нагрузку, и от того, на каких сказках мы воспитываем наших детей, зависит, какими они будут. Входя в сказку, ребёнок получает роль одного из её героев, приобщается к культуре своего народа, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое даёт силу, стойкость и спокойствие в будущей жизни. С огромным удовольствием преподношу детям этот сказочно-волшебный мир театрализованных представлений, в котором дети радуются, играя. Считаю, что театр в детском саду научит детей видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь добрые чувства.

Инна БАНЩИКОВА, воспитатель МДОУ «Буровичок»
Фото автора

СУРГУТСКИЕ ВЕДОМОСТИ
№4 (480) • 5 февраля 2011 года

=Материал опубликован 05.02.2011