О чем говорит, если ребенок перестал учиться?

Здравствуйте, Юлия! Спасибо за вопрос.

Довольно часто в практике встречаю родителей, которые озабочены поведением ребенка именно вот в таком возрасте – 11-13 лет. То есть, вроде бы ещё не подросток, но и шалости на детские уже не похожи. Хорошо, что Вы, Юлия, обратили внимание на происходящее и пытаетесь понять сына.

Озвученную проблему можно рассматривать с нескольких сторон.

Один из первых аспектов, на который стоит обратить внимание, это степень негативного влияния такого поведения на сферы жизни ребенка. Так, в школе учителя ставят низкие отметки только по фактическому незнанию материала/невыполнению условий задания или больше вопросов к дисциплине? Двойки по всем предметам или по избранным? Насколько остро воспринимают эту ситуацию учителя, знающие мальчика, учившие его прежде? Нет ли рекомендаций от них посетить психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК)?

Немаловажно, как изменилось поведение мальчика в домашней обстановке: он только игнорирует увещевания по поводу школьных сложностей или может Вам нагрубить по бытовым вопросам; стал вообще неусидчивым, импульсивным (может быть, вспыльчивым, раздражительным), а не только в школе? И не поменялось ли что-нибудь в самой семье (переезд, болезни родственников, обострение напряженных отношений и т.д.)?

Изменилось ли что-то в спортивных секциях? Может быть, поднялась планка требований? Как характеризуют мальчика тренера?

Кто друзья Вашего ребенка? Ровесники или дети старшего возраста? Чем они занимаются вместе? Много ли мальчик проводит с ними времени? Касаются ли замечания, получаемые в школе, каких-либо конфликтов, драк, с другими детьми?

Другой аспект – физическое состояние ребенка. Как изменились его сон, аппетит? Жалуется ли на головные боли, утомляемость, разбитость? Или, наоборот, Вы стали замечать усилившуюся подвижность, возбужденность?
Анализ предложенных вопросов может помочь в построении более четкой картины происходящего.

Так, зачастую подобное поведение становится компенсаторным по отношению к повышению требований и собственных ожиданий в спортивных секциях. Другими словами, достаточно строгая дисциплина на тренировках и играх вынуждает активного ребенка – в 11 лет мальчишки ещё всё-таки дети – проявлять непосредственность и импульсивность в других местах, будь то школа, или дом.

Иногда увеличение числа замечаний в школе связано с поисками мальчиком своего места в социуме. То есть, если роли лидера или его ближайшего окружения заняты, ребенок может начать либо оспаривать право на негласную власть в коллективе, становясь задиристым и демонстрируя свою силу и смелость (как с детьми, так и со взрослыми), либо неосознанно пытаться привлечь внимание сверстников своим «шутовским» поведением, попытками насмешить детей.

Физическое состояние ребенка также может влиять на поведение. И дело не всегда в четко очерченном заболевании. В частности, рост ребенка в этот период может вызвать временные сложности с давлением, гормонами, сосудами и т.д. Эти сложности могут проявиться в повышенной утомляемости, раздражительности, общей слабости, проблемах со сном, аппетитом; и, соответственно, в поведении.

Порой бывает, что к этому возрасту снижается интерес к учебе, пропадет новизна школьного обучения. В таких случаях можно попробовать вернуть мотивацию к занятиям, переориентировав ребенка на что-то необычное, нетипичное для обычного школьного обучения. Сводить на познавательный фильм, экскурсию в музей или к себе на работу. Рассказать, а еще лучше – показать, чем занимаются люди, когда работают, какие знания и умения им становятся нужными. Что эти знания и умения надстраиваются, как правило, над теми, что дают нам в школе. Быстрого эффекта это не даст, но впечатление произведет, особенно если мальчик увидит работу специалистов в действии. Апеллируйте к интересам ребенка, к чему он стремится, что важно ему в его жизни.

Не совсем ясны из письма методы наказаний и поощрений в Вашей семье, Юлия. Я понимаю беспокойство по поводу того, что запреты на посещение тренировок могут спровоцировать общее «ничегонеделание». Отсюда следует, что мальчик и сам не настолько заинтересован в спортивных достижениях. Значит, нужно обратить внимание на важные для него вещи, способные поддержать выполнение инструкций и правил. Например, семейный поход в выходные дни: кино, коньки, тюбинги, развлекательный центр и т.п. Если за неделю в дневнике лишь пара замечаний (для начала), значит, походу быть, если больше – мальчик остается дома. Повторюсь – если для него это действительно будет наказанием. Вполне вероятно, что едва семья скроется за поворотом, ребенок вприпрыжку помчится к друзьям на улице и отлично проведет время. В таком случае, идем от обратного – поход в магазин по бытовым и продуктовым отделам без возможности приобрести сладости будет хорошей альтернативой обычного лишения прогулки.

Система наказаний и поощрений в принципе должна быть последовательной и адекватной. Поддерживаться всеми членами семьи и соотноситься со степенью проступка или достижения. Нельзя удачно законченную четверть поощрить новейшим гаджетом – это несообразные вещи, ведь в следующий раз придется покупать едва ли не мотоцикл. Однако отметить это событие домашним ужином вполне возможно. Ведь ребенку часто главное – принятие его успехов и достижений родителями. Расспросы, как это удалось, что было сложнее всего, что помогало высидеть уроки или помнить о домашних заданиях, помогают детям осмыслить сделанное, проанализировать поведение. Не нотации, что, мол, «можешь когда хочешь», а возможность услышать обратную связь – что я (ребенок) сделал для успеха или что пошло не так.

Юлия, у Вас с сыном сейчас достаточно сложный период. Он взрослеет, и Вам приходится учиться чему-то жизненному вместе с ним. Это и прекрасно, и тревожно одновременно. По Вашему письму я задала множество вопросов так, как задала бы их Вам при личной встрече. Возможно, увидев полную картину, с ответами на эти вопросы, порекомендовала бы обратиться к специалистам: неврологу, психологу в школе или психотерапевту. Во многом, это зависит именно от преобладания тех или иных факторов в общей теме нарушений поведения.

С уважением, клинический психолог
Шелюк Ольга

Консультации: 

Комментарии

Я замечала, что детям не интересно учиться, потому что мало практики.
Они же любят все проверить, что и как, а возможностей сейчас в школе маловато.
Теорию деткам преподают отлично, но вот с практикой пока туговато.
МОжет быть, если бы детям преподавали больше практики, детишкам было бы интереснее? Я даже по своим смотрю - если есть практика, им интереснее.