Жизнь прожить не лапоть сплести, говорят в народе. Как превозмочь усталость от разочарований и где найти вдохновение, обретя силы, одолеть тягость обстоятельств? В то же время - выбрать свой уникальный путь, не растратив, следуя навязанным идеям, себя. О том, как не запутаться в жизненных коллизиях, «СТ» рассказала психолог Светлана Рылова.
- Светлана, почему только испытав трудности, боль утрат, человек учится адекватно оценивать происходящее и старается лучше понять себя? Проще говоря, являются ли горести страданий стимулом для личностного роста и развития?
- Способность испытывать боль дана человеку от природы. Боль сигналит о наличии неполадок в теле и душе, о необходимости обратить внимание и принять меры, будь то физическая или «душевная», она говорит о грозящем разрушении. Представьте, какая опасность угрожала бы человеку, если бы он не чувствовал вообще никакой боли. Тем не менее процесс эмоционального переживания воспринимается всеми по-разному: кто-то тихо страдает, кто-то обращается за помощью, а кто-то мобилизует все силы на преодоление. Все зависит от способности прилагать усилия, которая формируется еще в раннем детстве, точнее сказать - стратегии преодоления преград не являются врожденными, а формируются во время становления личности.
Ко мне иногда обращаются родители школьников с тем, что их ребенок ничем не интересуется, ничего не хочет делать, особенно если необходимо усилие. У меня, естественно, возникает вопрос, какие условия создавались в раннем детстве для проявления активности, любознательности ребенка, поощрялась ли инициатива, самостоятельность? Где малыш имел бы возможность прилагать свои усилия, преодолевать трудности? Даже для того чтобы самостоятельно построить башенку из кубиков - требуются вначале терпение и некоторое усилие. Современные родители заняты учебой, карьерой, многочисленными заботами о кредитах и прочим. Зачастую ребенок вместо совместных занятий с мамой и папой проводит время в компании с гаджетами. При этом взрослые все чаще возлагают надежды на различные развивающие центры, школу, спортивные секции и творческие студии. Но без прочных практических основ взаимодействия с окружающими людьми, предметами, развитых в раннем детстве, эти надежды не оправдываются.
- Правильно ли утверждать, что взрослея человеку неизбежно приходится сталкиваться с болезненным опытом, страдать, но именно это и помогает ему сфокусироваться на главном?
- Уместнее было бы говорить не о страданиях, а об испытаниях. Это можно сравнить с мобилизацией всех сил и возможностей для приобретения способностей, позволяющих человеку побороть трудные обстоятельства. В процессе преодоления он осваивает новые навыки.
- Возможно ли найти путь к себе самому, то есть найти себя без потрясений, более естественным путем?
- Как мне представляется, в жизни не бывает проторенных дорожек с расставленными на них указателями и знаками, где все предусмотрено и предсказуемо. Мир переменчив, к тому же устроен так, что все в нем борются за место под солнцем, а человек - в том числе за право быть самим собой, свободным, реализованным и т.д. Поскольку развитие людей происходит в обществе, в культурной среде, оно складывается не по биологическим, а по законам социума, и согласно законам психического развития кризисы неизбежны, но каждый преодолевает их по-своему.
Так, одним нужен стимул, например происшествие, свалившееся как снег на голову, другим найти себя помогает консультация специалиста. Знающие люди всегда утверждали – только в движении появляется энергия и собственное видение, позволяющее открыть в себе незнакомые до некоторых пор личные самобытные качества.
Новости Югры - http://ugra-news.ru
| |