В школы Югры приходит чудо-техника
Используя возможности школьного технопарка, нижневартовские педагоги обучают детей работать в наукоемкой, инновационной среде с первого класса.
Экспериментаторы из 1 «А»
Можно ли узнать за одну минутку, как вели себя первоклассники на переменке? Кто носился как угорелый, а кто чинно прогуливался по коридору или основательно готовился к уроку?
Оказывается, можно, и при этом совсем не обязательно подглядывать за малышней. Достаточно предложить им в начале урока с помощью специального датчика измерить пульс.
И это не единственная манипуляция, которую используют первоклассники в своей экспериментальной работе.
К примеру, прочитали известную сказку «Рукавичка» и заинтересовались:
почему ее герои в мороз укрылись в рукавичке? Она сама вырабатывает тепло или сохраняет его?
– С помощью специальных датчиков, подключенных к компьютеру, ребята измеряли температуру, а «умная» система сама выстраивала графики ее изменения в различных условиях. И школьники делали выводы, отчего люди зимой носят варежки, – рассказывает директор нижневартовской школы № 9 Зоя Тунцова.
«Расскажи мне – и я забуду, покажи – и я пойму, позволь сделать самому – и я научусь» – эта древнекитайская мудрость лежит в основе работы школьного технопарка, который появился здесь менее года назад. Теперь с первого года обучения ребята в школе № 9 ставят эксперименты и опыты, готовят посильные проекты. Помимо датчиков для измерения температуры в помещении, в распоряжении учеников и педагога электронный микроскоп, позволяющий вывести на интерактивную доску, к примеру, увеличенное изображение листа комнатного растения. А с помощью имеющихся в кабинете ноутбуков каждый ребенок может работать самостоятельно, при этом поле для увлекательных экспериментов не ограничивается учебным классом. Вполне допустимо выйти в школьный двор и изучить под микроскопом жизнь насекомых.
Такой инструмент технопарка, как пульты для интерактивного тестирования, позволяет учителю моментально оценить уровень знаний школьников. Дети получают тесты и, вместо того чтобы писать ответы, нажимают кнопки – и результат налицо.
– Работать с таким оборудованием чрезвычайно интересно, – говорят педагоги, – но нам приходится немало потрудиться. Однако, когда видишь горящие глаза детей, понимаешь: дело того стоит.
Учимся вместе
– Школьный технопарк, появившийся у нас в январе 2013 года, предназначен для выполнения исследовательских проектов с использованием современного высокотехнологичного учебного и производственного оборудования. Он призван стать площадкой для разработки и реализации совместных проектов учителей и учащихся на основе программного комплекса, – уточняет заместитель директора по информатизации Елена Верба.
Что из себя представляет технопарк? Это мобильный кабинет, состоящий из тележки с ноутбуками в начальной школе и моноблоками – в основной и старшей, с программным обеспечением, учебными дисками, пособиями, методическими рекомендациями, специально оборудованными рабочими местами учителя и учеников. Для школы, где при поддержке ОАО «СИБУР-Тюмень» открыты профильные классы с химико-технологическим уклоном, подобный технопарк переоценить трудно.
– Используя современное оборудование, старшеклассники могут увидеть, как происходит деление газа на фракции, способны создавать тематические мультиролики и мультфильмы в режиме онлайн, – рассказывает Зоя Николаевна.
Различные модули, из которых и состоит технопарк, помогают в изучении большинства дисциплин. Один из них – «Естественные науки» – широко используется в начальной школе, на уроках биологии применяются теперь мощные электронные микроскопы, на химии «умные» машины помогают делать лабораторные работы. А вот модуль «Мир искусства и музыки» появился совсем недавно, и теперь ребята знают, что новые информационные технологии можно внедрить даже в изучение, казалось бы, необязательных предметов. Педагоги отмечают, что не все дети в равной степени знают компьютерную технику, но все быстро ее осваивают при поддержке более продвинутых одноклассников. При этом учителя тоже постоянно учатся и нередко перенимают что-то у воспитанников.
– Учителю нелегко перестроиться, но смысл нашей профессии – в постоянном движении вперед. Находим различные виды курсов, сейчас возможно дистанционное обучение, иначе никак. Стараемся соответствовать ребятам. Дети учатся у нас, мы учимся у них и надеемся получить в процессе совместной работы хорошие проекты, – признается Елена Алексеевна.
От инструкции – к идее
Есть в технопарке и такой модуль, который пользуется неизменной популярностью у всех без исключения мальчишек, начиная с первого класса и заканчивая одиннадцатым. Называется он «Робототехника» и состоит из конструктора «Лего», экограда и различных машин, механизмов и конструкций с электропроводами. Возможности модуля используются во внеурочной деятельности. Проще говоря, это кружок, где создают программируемых шагающих роботов, мобильные тележки, танки, самолеты, подъемные механизмы и куда могут попасть только лучшие из лучших: количество мест ограниченно.
Леше Дроконову повезло: он занимается увлекательным делом уже больше года и кое-чего достиг. Запрограммированная им машина на колесиках движется точно по начертанной на бумаге линии, еще она может реагировать на хлопок или прикосновение. Даже способна говорить, но совсем немного – одну-две фразы. С большим удовольствием ребята работают с роботами-сумоистами: две машины, как настоящие спортсмены, стараются вытолкнуть друг друга из круга.
– Чтобы твой робот победил, нужно постоянно его совершенствовать: пытаться сделать быстрее, мощнее, маневреннее, – рассказывает Леша.
Есть у юных программистов из школьного кружка мечта – создать
робота-гиганта по имени Витязь. В жизни эта машина обслуживает
нефтяные и газовые месторождения и способна преодолевать любые болота.
Наверное, с таким учителем технологии, как Александр Бабинец, который не устает совершенствоваться в области компьютерной техники и программирования, и эта задача ребятам по плечу. Как, впрочем, и исполнение заветной мечты: со своими роботами выйти на международный уровень, тем более что школьный технопарк постоянно
модернизируется.
– Сейчас заключается договор на поставку нового программного обеспечения по математике, робототехнике, чтобы дети могли действовать не только по инструкциям и шаблонам, но способны были воплощать собственные идеи, – обещает директор Зоя Тунцова.
Новости Югры - http://ugra-news.ru
| |