Пять или шесть - не в том вопрос. Действительно ли «пятидневка» поможет и ученикам, и их родителям?

Сургут • Разделы    — Школьники

Даёшь пятидневку! Югорские родители всерьёз озаботились продолжительностью учебной недели. На одном из популярных местных интернет-порталов собрано уже больше 8000 тысяч подписей в поддержку инициативы о её сокращении. Неожиданно выяснилось: дети буквально засыпают на учебниках и ни чего не успевают. Это, собственно, и есть главные родительские аргументы. А ещё инициаторы хотят со своими детьми проводить побольше времени. При этом, учитывая все дефициты сургутских школ, начиная от нехватки собственно самих школ и кадровых проблем, неясным остаётся внедрение 5-дневной недели с организационной точки зрения. Впрочем, по мнению родителей — это вопрос уже второй, было бы желание. Ну а возможности, судя по всему приложатся. Так что сбор подписей активно продолжается.

При этом к инициативной группе присоединяются не только мамы учащихся начальных классов, но и родители старшеклассников. Тех самых, кому сдавать ЕГЭ и готовиться к поступлению в ВУЗы. И, по большому счёту, лишние часы математики или русского не помешают. Однако, в том числе и родители будущих абитуриентов настаивают на переутомлении и перегрузках своих чад.

«Наша задача, как родителей, уследить, насколько нагрузка в школе не вредит ребёнку, и насколько она полезна в плане дальнейшей жизни. Балансируя между этими двумя понятиями мы уже играем: возьмём побольше нагрузки, ладно, пожертвуем чуть-чуть здоровьем, но у нас ребёнок будет успешен. Если это бессмысленно, если это предметы которые чисто специализированные, которые нужны небольшому количеству закончивших школу учеников — класс! У нас идёт экология — прекрасный предмет, но его вполне можно изложить в рамках географии, зачем тратить целую систему и время детей, которые рассчитывают на ГИА? Ну нет, у нас по экологии ГИА, но мы тратим на это час в неделю», -считает организатор сбора подписей Наталья Бандель.

В принципе, можно насчитать чуть ли не с десяток предметов, которые, возможно, нужны, а может, в будущей жизни подрастающему поколению не пригодятся. Правда, что в этом случае делать с образовательными стандартами, программами, планами? А самое главное, насколько готовы сургутские школы к переходу на пять вместо шести дней обучения? То есть, всё это надо как-то организовать, распределить часы и попытаться оптимизировать имеющиеся учебные площади — школы. Их в городе сегодня 44 на больше, чем 40 000 учащихся. Как говорится ни прибавить, ни отнять.

«Что касается перехода на пятидневную учебную неделю, как системного решения, я не думаю, что оно будет. Не думаю, что найдется более 5-7 процентов родителей, которые заявят о том, что они готовы, чтобы дети, особенно начиная с 8 по 11 класс, имели свободную субботу, — полагает директор департамента образования администрации Сургута Татьяна Османкина. — Мы теряем учебные часы, например, в 5 классе, шестидневка-31 час, при пятидневке -28. От каких трех учебных часов вы готовы отказаться?»

При всём при этом, официальная позиция местного департамента образования — это готовность идти навстречу и рассматривать эту инициативу. Планируется даже онлайн-конференция с участием всех заинтересованных. Пока же отступать обеспокоенные родители не намерены.

Мать троих детей, кроме того, сама ещё и школьный учитель, Ирина Коленченко небезосновательно считает, что вполне может решить, как её чадам лучше получать среднее образование. Именно она — один из инициаторов перехода сургутских школ на пятидневную систему обучения. Основные мотивы: общее утомление и острая нехватка у подрастающего поколения свободного времени.

«Более раздражительным стал ребенок, но самое главное, вечером он дважды у меня засыпал на учебниках. С утра тоже сложно вставать ребенку, особенно когда конец недели — пятница, суббота, уже усталость накапливается», -отмечает Ирина.

Готовы ли при этом родители водить в школу детей, например, часов в 6 утра или встречать их глубоким вечером, не совсем понятно. Учебных площадей на, без преувеличения, армию сургутских школьников сегодня и так не хватает. Разобраться бы со второй сменой чуть ли не с первого класса. А тут дополнительная нагрузка и очередное уплотнение того, что уже не уплотняется.

«С заботой о здоровье ребёнка, с заботой об ответственности семьи, в идеале это можно сделать только тогда, когда у нас с вами появятся если не излишки, то, по крайней мере, хотя бы достаточное количество учебных площадей. Потому что при организации учебного процесса это — одна из главных составляющих. При реорганизации, я бы сказала, учебного процесса. И поэтому, одним управленческим решением, в данном случае, таким волевым, не обойтись», — уверена депутат думы Тюменской области Галина Резяпова.

Не обойтись и без субботы, как дня, проведённого непосредственно в школе. Пятидневка воспринимается как неделя с двумя выходными. Можно сходить с ребёнком в кино, в гости, позаниматься, опять же. Непонятно только, кто это делает с раннего утра, но это уже частности. Примеров, мол, хватает. Та же Тюмень, Москва, да мало ли ещё где 5 дней в неделю учатся. Если говорить об областной столице, суббота — это, так называемый, день свободного выбора. То есть, это дополнительные занятия по тому или иному предмету, всевозможные экскурсии, совместные уроки с родителями. Одним словом, выходным этот день назвать сложно. Похожая история в Москве.

«Шестой день для учеников в Москве — это день культуры, допобразования, и так далее. Вот у меня внук учится в 5 классе, у них ещё не было ни одной субботы, чтобы отдыхать целый день. И родители ругаются, что он у них оказался. Не выходной, совершенно», -подтверждает директор гимназии «Лаборатория Салахова» Валерий Салахов.

Понятно, что при переходе на пятидневку, исходя из СанПиН, количество часов должно снижаться. И, казалось бы, так называемый региональный компонент — субботние уроки, например, экологии можно без особых потерь исключить из учебного плана. Но здесь, так же, как и с понедельниками, взять и отменить не получится. Региональный компонент обязателен, под него заложено определённое финансирование, и в любом случае, эти предметы, логично кажущиеся не очень важными, придётся, как говорится, «размазывать» по остальным дням недели. А с учётом вышеуказанных СанПиН, пострадать может какая — нибудь из основных дисциплин. При том, что школьная программа не изменится. И если надо было изучить 30 параграфов истории за четверть, то даже при сокращении часов эти три десятка параграфов освоить придётся.

«Объём учебной нагрузки в школе хоть и уменьшается при учебном плане пятидневки, но не настолько, чтобы, знаете, убрать шестой день и ничего бы не изменилось. Поэтому, разгружая шестой день, мы с вами должны понимать, что нам придётся несколько, подчёркиваю, несколько, уплотнить пять оставшихся дней», — подытожила Галина Резяпова.

Ну и, наверное, всё — таки не стоит забывать об особенностях территории. Климатические условия в Сургуте далеко не такие как в Москве, и даже Тюмени. И в свете грядущих холодов вопросы о количестве учебных дней в неделю могут отпасть сами собой. Какая пятидневка, тут бы учебный план выполнить.

«Не понимая вот этих вопросов в организации, конечно, могут всякие быть рассуждения. Потому и думают, что дело за департаментом образования, и так далее. Департамент образования по закону не имеет права диктовать образовательной организации, это решение, которое принимается только образовательной организацией», -отметил Валерий Салахов.

Хорошо бы по 2 — 3 урока в день в удобное для школьников, и само собой, их родителей время. Тогда и выспаться можно, и кружки- секции посетить, и с мамой и папой время провести. Можно ещё дальше в сослагательное наклонение удариться, и пофантазировать на тему индивидуального образования, когда в классе, ну например, по 5 человек. Кто будет против такого школьного коммунизма? Но в реальности все эти мечты — обычная утопия, не имеющая к вышеупомянутой реальности никакого отношения.

Конечно, 5 или 6 — вопрос не праздный. Но это, если точно знать, чем занять ребенка в свободное время. Да еще, чтобы с пользой для духа и тела. Но вот готовы ли сами родители организовать подобный досуг? Предположим, что мамы и папы, подписавшиеся за неделю «лайт», вообще понимают, что делают, и отвечают за возможные последствия образовавшегося свободного времени. Но есть еще и остальные десятки тысяч родителей сургутских учеников. Каково их отношение к возможной учебной программе? Нигде не подписывались, мнение не высказывали. Может, не в курсе, а может, им вообще все равно. И таковых сегодня тоже не мало, считают представители сургутского образования. Когда мама с папой зарабатывают деньги, школы вполне себе неплохо справляются с функцией временного хранилища. Очевидно, по небывалому желанию пристроить ребенка в так называемые продленки: 20 претендентов на одно место — больше, чем конкурс в МГУ.

«Порой считают, что если отдали ребёнка в ту же школу, то это приблизительно, как камера хранения в каком — то объекте транспорта. Такого не бывает. Родитель не знает, а тем более, это родители из лихих 90 — х годов, которые ряд ценностей потеряли в том или ином плане, не знают, как подойти к решению тех или иных проблем, и быть, как говорится, на острие удовлетворения запросов просто детей», -считает Валерий Салахов.

Вообще, здесь, как и во всём, главное — какие задачи решаются. Если мы говорим об уходе и присмотре, как порой бывает на продлёнке, это одно. А когда речь заходит о дополнительном образовании, или образовании другого качества — совсем другое. В ту же «Салаховку», зная о нагрузках, большом количестве домашнего задания, сложных учебных программах идут нескончаемым потоком, и никто не возмущается. Предметов там на треть больше, чем в обычной школе, при этом опять же существует чуть ли не ВУЗовский конкурс. Из двухсот детей, пытавшихся стать первоклассниками гимназии в этом году, реально ими стали только 140. Когда есть чёткое понимание цели и будущего результата, вопрос о количестве потраченных на это усилий сам собой отпадает, заключает сегодняшний эксперт «Итогов Недели».

«Понятно, родители видят усталость детей, там 5 дней, или 6 дней, понятно что родителям, кажется что 5 дней лучше — есть суббота и воскресенье. Ребёнок перегружен, с одной стороны, а вот с другой, понимаете, если у родителей есть время по-настоящему заняться воспитанием детей, то есть, сходить в кино, в парк, на лыжах,в музей, куда-то поехать, почитать с ними книжку. Сделать так, чтобы ребёнок не провёл всё время за компьютером, мобильным телефоном и так далее. Тогда я это понимаю. Но все ли родители готовы проводить всё время с детьми? Это вопрос первый. Вопрос второй. Вот я знаю, что в Сургуте есть такая прекрасная школа, очень мощная и сильная — гимназия Салахова, если я не ошибаюсь? Вот интересно, там тоже родители подписываются, что нужна пятидневка? Или там дети рвутся туда и хотят учиться, и хотят в школу даже по субботам?

Мне кажется, что вопрос должен решаться следующим образом: если в городе есть развитая система внешкольного, внеклассного образования, например дома и дворцы творчества, как в советское время, когда ребёнок может пойти в субботу рисовать или заниматься спортом, моделировать и так далее — это важно. Чтобы он не только в школе это делал, понимаете, чтобы развивался. Тогда, конечно, первый вопрос: чем вы займёте ребёнка в субботу? А второе — хочет ли ребёнок ходить в школу даже в эти 5 дней? Если родители хотят сделать пятидневку, потому что в школе неинтересно и плохо, так давайте сократим это время, ну тогда это диагноз школьному образованию. Только я не думаю, что это диагноз сургутскому образованию — вообще по стране так. Если и есть какая-то активность родителей, то она должна быть направлена не на борьбу за этот день. Это примерно как учителя борются за часы — „дайте на литературу или на математику столько часов“. Да не в этом дело. А на что вы потратите эти часы? У вас ребёнок будет стонать, выть от скуки, или ему будет интересно и он скажет: дайте ещё!

Я думаю, что, к сожалению вопрос не актуальный. Это как сублимация какого-то другого вопроса, вообще неудовольствия от образования. Повторяю, это не сургутская проблема. Ну и я бы ещё вот что сказал, чем нужно заниматься: нужно делать так, чтобы учителям было интересно ходить на работу. Я не ошибся. Чтобы учителя работали не от отчаяния, и чтобы им было интересно

Я ещё раз хочу сказать: я против того чтобы так задавать вопрос. Я за то, чтобы задуматься о том, как сделать так чтоб детям было интересно в школе Я за то, чтобы задуматься о том, чтоб у детей в свободное время, в каникулы или в ту же субботу, например, если она будет освобождена, были альтернативы — куда пойти, чем заняться. Чтобы они видели взрослых, у которых горят глаза. А если мы будем сокращать или увеличивать просто нагрузку, то есть суббота, нет ее, разницы в этом нету», — считает старший преподаватель института общественных наук Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ Леонид Клейн.

И еще один тезис. В стране, прошедшей 90-е годы, когда взрослым было не до организации досуга своих детей, а на каждом углу только и делали, что говорили о потерянных ценностях, утраченной инфраструктуры детского допобразования и художественного развития последствия оказались всем очевидны. Преступность и наркомания зашкаливали. В ответ на запросы общества власти страны хорошо уяснили: чем больше загружены дети, тем меньше они подвержены влиянию улицы. Но вот насколько качественно это удается сделать — вопрос, наверное, не только к государству.

СургутинформТВ
Видео-сюжет ->

=Материал опубликован 05.11.2014