Внимание! Данные материалы находятся в архивном разделе, учитывайте дату публикаций.
Пятидневка: За и против
Сургут • Разделы → Школьники
Мнения сургутян о переводе школ на новую систему обучения Мы писали о том, что департамент образование задумался о переводе местных общеобразовательных заведений на пятидневную систему обучения. Этой теме посвящен специальный выпуск «Нового Города», вышедший накануне. Мы поинтересовались у сургутских родителей: что хорошего и что плохого они видят в этой системе. Шестой учебный день лучше вынести за рамки школы Светлана Круглова, директор Сургутского художественного музея: — Если честно, то я сейчас далека от этой темы. Не стала бы категорично утверждать: «Да, нужно только пять или только шесть учебных дней». Можно было бы оставить шестой день (субботу) обязательной, но занятия вынести за рамки школы. Например, проводить уроки в филармонии и музеях. В этом случае нужно будет перестроить подход к гуманитарным и прикладным дисциплинам. Если бы это было принято на уровне законодательных рекомендаций (хотя бы на уровне города), то тогда бы и мы (Сургутский художественный музей. — Прим. ред.) перестроились. Нашли бы программный подход к субботним занятиям — придумали разноуровневую и разновозрастную программу. Нам было бы интересно с этим работать. Я хочу больше времени проводить со своими детьми — Для меня важно, чтобы мои дети выходные дни проводили со мной. Мы можем провести время на свежем воздухе, катаясь на лыжах, санках, как угодно. Естественно, для нас, родителей, лучше, если и в субботу, и в воскресенье дети будут в нашем распоряжении. В будние дни время моих детей расписано до восьми часов вечера. Они успевают и учить английский язык, и заниматься на различных факультативах, так что они ничего не потеряют, если не будут учиться в субботу. И с точки зрения сохранения здоровья детей, свободные выходные — это необходимость. Ведь даже если не брать во внимание прогулки на свежем воздухе и возможность выспаться, само общение с родителями положительно сказывается на состоянии всей семьи. Ввести пятидневку — не проблема — Мы с коллегами читали и обсуждали статью Тараса. Конечно, я, как директор и как бабушка троих внуков, согласна, что начальную школу и классы компенсационного вида надо переводить на пятидевку. А с пятого класса родители уже почти не принимают участия в досуге своих детей. Если старшие школьники просто болтаются все выходные непонятно где, то это даже вредит им. Когда-то у нас была пятидневка, но потом стали увеличиваться учебные планы, нагрузки, УПК… Когда пятидневная неделя — это один учебный план, а когда шестидневная — другой. И каждая школа вольна самостоятельно выбирать этот учебный план. В этом году поменять то, что было утверждено еще в прошлом году, уже нельзя. Родители слишком поздно спохватились, вопрос надо было поднимать в апреле. В следующем учебном году можно ситуацию изменить. Но я бы согласилась с тем, что у нас, в отличие от столицы, некуда вывести детей! Обошли с нашими классами уже все музеи, и станцию юннатов, и филармонию… Хочется равняться на Москву, Питер, но мы в других условиях. Например, в нашей школе далеко не все семьи имеют возможность самостоятельно обеспечивать дополнительное образование своим чадам. Давайте семь дней учиться — через пару лет и их станет мало! — В Беларуси повсеместная пятидневка с 2008 года, в субботу только факультативы могут быть и всякие праздники. В 2012 чиновники активно думали о возврате к шести дням, поскольку результаты ЦТ (аналог ЕГЭ) были слабенькие. Дескать, не хватает нагрузки. В итоге вроде оставили как есть. Никто не умер. Мое личное убеждение таково: если человек не учится, он не будет учиться хоть пять, хоть шесть, хоть все семь дней в неделю. Если он занимается, пяти дней более чем достаточно для базовых школьных знаний. В частной школе, например, пять дней и точка. Ученики при этом побеждают на всех олимпиадах и поступают в любые вузы, три языка и все такое. Вопрос организации процесса. Школьная программа раздута однозначно. Для любителей ссылаться на советские времена — там учились шесть дней, но десять лет! Добавили год — и что? Опять не влезает программа? Это же закон Паркинсона в чистом виде! Давайте семь дней учиться — через пару лет и их станет мало!!! Школа не вытягивает дополнительное образование — Я за пятидневку по многим причинам. Во-первых, этот вопрос волнует меня как потребителя образовательных услуг, ведь я бабушка. Почему, обладая правом выбора дополнительного образования, я не могу проявить свою волю? Меня исключили из принятия решения. Почему часы дополнительного образования стоят в середине расписания, ведь ребенок просто не может не посещать эти уроки? Родители вынуждены заплатить деньги, ведь ребенок вне зависимости от их желания получает эти услуги. Диалог со школой был построен следующим образом: подписать договор и заплатить пять тысяч. В связи с тем, что время занято дополнительным образованием, общие предметы вынесены на субботу. Для меня очевидно, что учебный план составлен некорректно. А ведь организация расписания — это прежде всего профессионализм педагогов. У нас должно быть расписание, которое отвечает нормам законодательства. Кстати, таким оно раньше и было, почему сейчас все усложнилось? Во-вторых, о какой индивидуализации образования можно говорить при таком подходе? Согласно концепции развития дополнительного образования (Постановление Правительства от 4 сентября 2014 года), оно должно быть индивидуализированным. Не может целый класс ходить маршем на одни и те же дополнительные занятия. Это нарушение! Могу высказаться и как специалист. Я великолепно понимаю, что такое компонента профессиональной подготовки педагога дополнительного образования и педагога общего образования. Это такие же разные профессии, как воспитатель детского сада и профессор университета. Вроде, учат и те, и другие, но это разные профессии! Школа взялась за дополнительное образование, но многие учителя не хотят вести дополнительные занятия, поскольку понимают, насколько это другая работа. Нельзя осуществлять дополнительное ОБРАЗование (где формируется образ человека) теми же ресурсами, которые обеспечивают образовательный минимум. Это невозможно, они перегружаются психологически. Выход из стен школы — это важнейшая задача, мы должны добиться того, чтобы наши дети видели небо, солнце, дышали воздухом, видели что-то помимо одной и той же школы. Свою позицию мы высказали в письме губернатору Наталье Комаровой — Свою позицию мы высказали в письме губернатору Наталье Комаровой. Мы обратились к ней с просьбой ввести пятидневку в школах нашего города. Отмечу, что родительское интернет-сообщество активно поддержало идею пятидневки. Думаю, до 2 ноября мы наберем достаточное количество голосов и направим письмо адресату. По окончании сбора подписей мы планируем провести круглый стол с участием депутатов, представителей департамента образования, СМИ и родителей школьников. Мама и папа нежатся в постели, а ребенок сидит у компьютера — Возмущению некоторых родителей нет предела… А поинтересовались ли они у своих детей, какие уроки им нравятся? Например, мой ребенок в восторге от информатики, математики, предметов «Юный исследователь», «Умники и умницы» и др. Мне не нужно платить дополнительные деньги репетитору, чтобы поднять уровень знаний своего ребенка по отдельным предметам. Мой ребенок во время продленки успевает посетить несколько занятий дополнительного образования, в том числе и в субботу. Я многодетная и работающая мама, но мне не составляет труда утром отвезти ребенка в школу на уроки, затем забрать его и к трем часам вновь привезти на секцию волейбола. Да, я согласна с Тарасом Самборским, что суббота нужна для семейного общения, для неформальных контактов с друзьями, но не с восьми же утра ходить по гостям и принимать их. У ребенка вырабатывается режим, даже в выходные дни они встают не позже семи-восьми часов. Я сомневаюсь, что родители тут же организовывают активный отдых ему. Скорее всего, от тяжелой трудовой недели мама и папа нежатся в постели или выполняют работу по дому, а ребенок сидит в компьютере или около телевизора. Кроме этого, я сомневаюсь, что все дополнительные занятия в секциях начинаются с самого утра, но понимаю, что есть исключения. И еще один аспект: в том, что ребенок занят в субботу, видна преемственность с последующим уровнем образования. Ведь в среднем звене ни у кого не возникает вопроса о посещении школы в субботу… Нам пришлось сражаться, чтобы получить это право — У нас в Америке есть преимущество: официально разрешено домашнее обучение. Мы можем сами на дому обучать детей. Более ста лет назад американским родителям пришлось сражаться, чтобы получить это право. Постоянно это право подвергается атакам и нападениям, становится полем раздора для различных интересов. Все банально сводится к деньгам. Если, скажем, ваш ребенок не ходит ко мне в школу, то, соответственно, я не получу финансирования от государства. Поэтому, естественно, я приложу все усилия, чтобы ваш ребенок не оставался с вами, а приходил ко мне в школу. Сейчас даже в университетах видят, что дети, которые обучались дома, более развиты, получают более высокие оценки. Сейчас это честь — сказать про себя: «Меня учили дома». Я понимаю родителей, которые ратуют за пятидневку — В нашей школе искусств — шестидневка. Нужно, чтобы школа искусств всегда была занята, чтобы она давала новые знания своим ученикам. Дети приходят к нам после занятий в общеобразовательной школе, и я думаю, что это оптимальная система, при которой нагрузка равномерно распределена по всем шести дням недели и нет перегрузок. Здоровье детей нужно беречь! Можно ведь сосредоточить всю нагрузку и на двух днях в неделю, но насколько качественным будет такое образование? Хотя я понимаю родителей, которые ратуют за пятидневку: для них этот вариант более удобный. Но давайте посмотрим: за два выходных ребенок расслабляется, в понедельник только входит в учебный процесс, в пятницу готовится к выходным — в итоге на осознанный учебный процесс в этом случае останется вообще три дня. Зачем раздувать? Продвигать пятидневку не вижу смысла — Продвигать пятидневку не вижу никакого смысла. Те школы, которые хотят, они сами пусть, если хотят, переходят на нее. Зачем раздувать из этого проблему? Мы это не решаем и не определяем. Мое мнение тут вообще не играет роли. Не представляю, какая такая общественность всколыхнулась по этому поводу. По несколько человек из разных школ? У работающего человека два выходных, а у школьника — один — Конечно, пятидневка! У моего ребёнка четыре раза в неделю по расписанию семь уроков с нулевым. Он находится в школе по восемь часов. Сравнимо с полноценным рабочим днем с 15-минутным перерывом на обед. При этом у работающего человека два законных выходных, а у школьников только один. Северяне выходят на пенсию раньше, имеют надбавки в заработной плате. Очень странно, что у наших детей нет никаких льгот, хотя они растут в условиях Крайнего Севера. Пятидневная неделя необходима нашим детям — это мое мнение, которое поддерживается родительским комитетом нашего класса! |
=Материал опубликован 27.10.2014