​Тащить и не пущать

Сургут • Разделы    → Школьники

Хотела написать небольшой комментарий к тексту нашего редактора Тараса Самборского, а вышел целый блог. И накипело, вижу, у многих: в очереди комментаторов я оказалась в восьмом десятке, под статьей более шести тысяч просмотров и на редкость содержательное обсуждение.

Так вот, тащить и не пущать – главный принцип образования сегодня. Тащить к ЕГЭ любой ценой, игнорируя естественную любознательность детей и уничтожая здоровую мотивацию к обучению. И не пущать: дошкольникам 44 дня отпуска вместо законных 75, школьникам – шестидневка вместо пятидневки.

В начале этого учебного года детям объявили: пропускать без справки можно максимум один день, в некоторых школах – ни одного. Какие варианты? Либо идти в школу больным, чтобы перезаражать побольше соклассников. Либо при любом недомогании вызывать врача или идти в поликлинику. А это как минимум, неделя пропусков, а то и две («что-то у вас горло красное, посидите еще»). Хотя можно было бы отлежаться без справки два-три дня и продолжить учебу. Где логика?

Не помешало бы считаться с объективной реальностью и учесть то, что записи к педиатру в поликлиниках хронически нет, что в двухчасовое ожидание в фильтр-боксах, рассадниках инфекций, не способствует выздоровлению ребенка, что это формальное требование справок душит и без того изможденную донельзя сургутскую педиатрию.

Между департаментами образования и здравоохранения нет горизонтальных коммуникаций? Хотя о чем я? В Сургуте теперь и комитета-то по здравоохранению нет.

Зато на каждом интервью с детскими врачами слышу: пора бить в набат, здоровых детей в Сургуте нет и, вероятно, уже не будет.

Какие справки о пропусках по уважительным причинам, если сами родители совершенно сознательно оставляют по субботам детей дома, так выражая свой протест.

Вы же видите, у современной школы с ее бездушным подходом к детям почти не осталось союзников.

Даже те родители, которые еще по инерции, опираясь на воспоминания советского детства, уважали понятия «учитель» и «школа», сдались. Они больше не хотят играть по заданным государством правилам, потому что чувствуют себя обманутыми.

Родители имеют право голоса, ведь они входят в Управляющий совет школы?

Ничего подобного. Право голоса только в ерундовых вопросах, вроде цвета школьной формы. Во всем остальном школа ориентируется не на мнение родителей, она эквилибрирует между противоречивыми требованиями СанПиНа, Минобра и департаментов образования разного уровня. Полагаю, что введения пятидневки хочет 99 процентов родителей и столько же учителей. С нами считаются?

Государство гарантирует бесплатное общее образование?

Это иллюзия.

Сколько вы платите за образование своих школьников и даже дошкольников?

Подготовительные курсы к первому классу – почти 20 тысяч в год, любой предмет, по которому ребенок не успевает, можно подтянуть в группах на дополнительных занятиях – от 500 до 3000 рублей в месяц. Что касается бесплатных дополнительных занятий в школах – мест мало, соответственно возможность воспользоваться ими есть не у всех желающих. И так далее. Государство вынудило школы зарабатывать деньги, тем самым уничтожив авторитет образовательных структур и тех, кто там работает.

Как учитель может чувствовать себя комфортно, если он не независим? Если утром он преподает бесплатно, а вечером учит того же ребенка за деньги?

Нетерпимым и агрессивным родителям дали возможность тыкать пальцем в педагога и бесцеремонно заявлять: «мы вам платим». Схемы финансирования учебных заведений заставили директоров школ во главу угла ставить не интересы детей, а заработок.

Нам дали право выбора учебных программ из самых лучших побуждений? Уважая желания и учитывая способности каждого ребенка?

Я не могу в это верить при условии существования коммерческой конкуренции вокруг учебников. Учебников, которые мы покупаем, а не берем в библиотеке во временное пользование. Учебники, настолько разнокалиберные по формату, что у меня уже зарождаются параноидальные подозрения: а уж не для того ли это задумано, чтобы стандартные обложки не подходили? А что? Надо же стимулировать «пластиковую» промышленность, а заодно и привлекать родителей к активному участию в жизни школы – чтобы активно проклинали издателей, негодовали и при помощи ножниц и степлера долгими зимними вечерами подгоняли обложки под неформат.

Остановите меня, иначе я никогда не закончу этот двустрочный комментарий. Тащить и не пущать наших детей будут до тех, пор, пока мы остаемся инертными. Приглашаем всех активных родителей Сургута поддержать инициативу перехода на пятидневку и перевести бурное обсуждение темы в более конструктивную плоскость. Если среди вас есть юристы, общественники, имеющие соответствующий опыт, пишите ваши предложения на post@siapress.ru. В настоящее время редакция рассматривает возможность организовать в здании СИА-ПРЕСС Центра сбор подписей в поддержку перехода на пятидневку .

Светлана Сергеева (СИА-ПРЕСС)

СИА-ПРЕСС

=Материал опубликован 11.10.2014